Безумствующим Сократом называл Платон этого фальшивомонетчика,
сына менялы Гикесия. Рассказывают, что на путь криминала его толкнуло неверно понятое пророчество.
Дельфийский оракул велел заняться «перечеканкой монеты», - и он стал подделывать деньги, за что был изгнан из родного Синопа.
В скитаниях по дорогам древней Эллады он наконец-то понял, о чем говорила Пифия.
Нынешний рассказ – об одном из самых парадоксальных и загадочных философов – о Диогене.
Уюта нет, покоя нет, а если жизни нет?
День уходил. Народ тянулся в город, минуя одиноко сидящего на обочине человека. Он то погружался в себя, то молча провожал взглядами тех, кто торопился домой. Дом, работа, семья, праздники - для Диогена, «потомственного» менялы, все это теперь в прошлом. Есть только бессрочное изгнание, собачья жизнь и безвестная смерть.
Афинская ночь была душной; Диоген устроился на рыночной площади, но гул праздника не давал ему уснуть. Он вздыхал и ворочался, размышляя, есть ли смысл в жизни, лишенной благ и радостей. Мышь хлопотала возле его лепешки. Вот мышь, размышлял он, не нуждается в подстилке, не боится темноты и не ищет мнимых наслаждений. Мышь радуется моей скромной трапезе, а я печалюсь оттого, что не валяюсь пьяным на мягких коврах! Зачем жаждать сиюминутных удовольствий и страдать от недостижимости желаемого? Все равно полноты наслаждений достичь невозможно.
Как слуги в рабстве у господ, так и люди в рабстве у своих желаний. Избавиться от них - вот истинная добродетель! Вот истинная свобода!
В вонючем углу афинского рынка засыпал былой меняла и просыпался философ.
Жизнь собачья
Добродетельной жизни, считал Диоген, как и всякому другому делу, надобно учиться. Учителем он избрал Антисфена – самого сурового из учеников Сократа. Мрачный воин, герой битвы при Танагре, тот проходил в свое время ежедневно 16 километров, чтобы научиться у Сократа твердости и выносливости и перенять бесстрастность мудреца. Чтобы ничего не терять, надо ничего не иметь – усвоил он. Свести к минимуму свои потребности. Держать тело, как раба, в голоде и холоде: «презрение к наслаждению – тоже наслаждение». Глядя на оборванных последователей Антисфена, основную массу которых составляли вольноотпущенники и рабы, афиняне называли их циниками (киниками; по-гречески kyon – собака).
Однажды дверь в хижину Антисфена отворилась, чтобы впустить мужчину крепкого сложения в старом дорожном плаще. Пришелец попросил взять его в ученики, но Антисфен не желал никого учить, и даже замахнулся на Диогена палкой.
«Бей, но выучи!» - сказал Диоген, кротко подставив спину. Антисфен сдался.
Диоген делал все, что говорил учитель, но славой и образом жизни скоро затмил его. Если Антисфен ходил в простой одежде, жил в хижине и зарабатывал на жизнь поденщиной, то Диоген зимой и летом ходил в одном плаще на голое тело, который служил ему подстилкой и одеялом, спал под открытым небом и жил подаянием. Увидев, как мальчик пьет из горсти воду, он выбросил чашу, промолвив: «Мальчик превзошел меня простотой жизни». Вслед за чашкой полетела миска – Диоген встретил раба, который ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба. Чтобы приучить себя к отказам, он просил подаяние у статуй.
Известный символ Диогенова опрощения – бочка, в которой он жил, - требует ряда уточнений. Во-первых, это была не бочка, а пифос - огромный глиняный кувшин для хранения зерна и вина. Во-вторых, пифос находился не на берегу моря, как считают многие, а на городской площади, и, в-третьих, Диоген в нем оказался случайно. Собираясь в Афины, он попросил знакомого приискать ему жилище, но знакомый замотался и о просьбе позабыл. Прибыв в Афины, Диоген, чтобы не оставаться на улице, обжил пифос, который валялся у храма Матери богов на городской площади, и уже никогда не возвращался под крышу дома.
Безобразник из бочки, или античный панк
Нет, не простым учителем мудрости был Диоген: Антисфен, Платон, Сократ учили мыслить и рассуждать, постепенно запираясь с немногими учениками в своих гимнасиях и академиях. Диоген же преподавал в первую очередь образ жизни и требовал, чтобы его учениками были все. Лекции зачастую заменялись экстравагантными, а то и попросту безобразными выходками. Его можно было бы назвать Хаджой Насреддином античности, однако в отличие от последнего он не изящно высмеивал язвы общества, а выступал против самого общества, против его законов, обычаев и культурных ценностей. Он совершенствовал идеологию свободы, пытаясь выразить ее как можно полнее. Идеал он видел в слиянии с природой, говорил, что «природа ценнее, чем обычай». Это город может держаться на законах, утверждал Диоген, а где нет города, там не нужны законы.
На вопросы, кто он и откуда, Диоген отвечал:
«Я - гражданин мира» (именно Диоген изобрел термин «космополит»), он отрицал идею государства и преимущество одних людей над другими: граждан над негражданами, властителей над народом, мужчин над женщинами, законнорожденных над незаконнорожденными. Единственным истинным государством он считал весь мир, в котором люди с рождения равны перед богами.
Он смеялся над теми, кто приобретал предметы роскоши: «Как это так! Разве правильно, что за мраморную статую платят три тысячи монет, а за жизненно необходимую меру ячменя – две?».
Платон дал определение человеку, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев». Тогда Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив:
«Вот платоновский человек!» Платон немедленно уточнил формулировку: «И с широкими ногтями».
Александр Македонский специально приехал в Афины, чтобы посмотреть на философа в бочке. «Я – Александр, царь Македонии, - сказал он, - а в будущем – и всего мира. Проси у меня, чего хочешь». «Не заслоняй мне солнца», - ответил Диоген. Пораженный Александр сказал своим друзьям: «Если бы я не был Александром, то стал бы Диогеном».
Будучи в Коринфе, Диоген надел лавровый венок победителя. От него потребовали снять венок, так как он никого не победил.
«Напротив, – возразил Диоген, - я – не чета тем рабам, что борются, метают диск и соревнуются в беге. Мои противники посерьезней: бедность, изгнание, забвение, гнев, печаль, страсть и страх, и самое непобедимое, коварное чудовище – наслаждение».
Диоген не скрывал, из-за чего был изгнан из Синопа, и когда кто-то попрекнул его порчей монеты и укорил за изгнание, он ответил: «Глупец! Ведь благодаря изгнанию я стал философом!».
Его вызывающее поведение не приносило много милостыни. На вопрос, почему люди подают нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, быть может, и станут, а вот мудрецами – никогда».
Средь бела дня он ходил по улице с фонарем и кричал:
«Ищу человека!» - «И как, нашел?»- «Хороших детей нашел в Спарте, хороших мужей – нигде».
Свободный раб
«Что тебе, нищему, безродному бродяге, дала хваленая философия?», – спрашивали его. Диоген отвечал: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы». И доказал это. Корабль, на котором он плыл, захватили пираты. Философ собирался на остров Эгину, а попал на невольничий критский рынок. Диоген проявлял удивительное хладнокровие и требовал того же от других. Когда его вывели для продажи и спросили, что он умеет делать, Диоген ответил: «Хороших людей». Осмотрев покупателей, указал работорговцу на богато одетого человека и произнес:
«Ему нужен хозяин, продай меня ему». Так, коринфянин Ксениад остался в истории навечно, благодаря тому, что купил Диогена.
Философ сразу объявил опешившему Ксениаду, что отныне тот обязан его слушаться. «Ведь ты бы слушался врача или кормчего, будь они твоими рабами», – добавил он. Впоследствии Ксениад называл Диогена «добрым гением», поселившимся в его доме. Философ воспитывал сыновей Ксениада в спартанском духе, и они души в нем не чаяли. Ученики Диогена хотели выкупить учителя, но он сказал:
«Дурачье, не львам бывать рабами тех, кто их кормит, но тем, кто кормит, рабами львов, потому что дикие звери внушают людям страх, а страх – удел рабов». До конца жизни Диоген продолжал заниматься «перечеканкой монет», то есть переоценкой ценностей. Коринфяне посмеивались над эксцентричным философом, но любили его, и когда мальчишки разбили его бочку, постановили хулиганов высечь, а Диогену выдать новую бочку.
Говорят, что Диоген умер в тот же день, что и Александр Великий в Вавилоне. Почувствовав приближение конца, он пришел на пустырь и сказал сторожу: «Когда помру, сбрось меня в канаву – пусть братья-псы полакомятся». Но горожане отобрали его тело у сторожа и с великими почестями предали земле.
На его могиле поставили столб, а на столбе – мраморную собаку. Впоследствии, в далеком Синопе сограждане Диогена также почтили его памятником, написав на нем:
Пусть состарится медь под властью времени – все же
Переживет века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.
Путь к счастью, добавим мы. А счастье, говорил философ, состоит в том, чтобы постоянно пребывать в радостном состоянии духа и никогда не горевать, где бы и в какое время мы ни оказались.
Социальные закладки