Гарегин НЖДЕ
(перевод с армянского)
Посвящается 120-летию со дня рождения
“Критиковать, значит, болеть душою”
“О грехах говорю, не о грешнике”
(болгарская пословица)
1События последнего десятилетия — резня турецких армян, создание и утрата Армении, новое русско-турецкое разграничение и, как следствие, тяжелые условия, возникшие для нас на Востоке, кризисное положение лишенных родины армян в западных общинах и т. д. — все это поставило нас перед новой действительностью.
Наша жизнь сотрясена во всех ее существенных сторонах. Произошли огромные перемены, возникли примечательные явления. Общеизвестно, что события развивались абсолютно противоположно нашим желаниям, под диктовку внешних обстоятельств. Мы оказались бессильными понять их смысл и направить в нужное русло, приведя в соответствие с нашими политическими устремлениями.
Мы обладаем ужасным психологическим недостатком, и естественным его следствием не могло не стать наше сегодняшнее неутешительное положение.
Есть причины, по которым оно становится особенно трагичным. С одной стороны, после катастроф и испытаний волею истории наш народ становится зрелым, в нем укореняется идея независимости, с другой стороны, он ослаб, численно уменьшился, и в условиях Востока создание им самостоятельного государства стало проблематичным.
Естественно, что ядро армянского государства должна составить Советская Армения со своей территорией в 28000 кв. км и, примерно, миллионом жителей. Не было бы особых условий исламского Востока и взаимоотношений с мусульманами — нетерпимости, ставшей психологией после кровавых веков, политических притязаний турецко-татарских народов — оказалось бы возможным постепенное развитие Советской Армении, была бы излишней наша обеспокоенность.
Однако, одного лишь взгляда на карту достаточно, чтобы понять, что нас ожидает.
Все стратегически важные позиции этой маленькой Армении отобраны. Она окружена нашим извечным врагом. Это окружение осуществлено с очевидным расчетом: при удобном случае в кратчайшее время и с наименьшими потерями уничтожить армянство. Армения уязвима в самых разных точках, и всего за несколько часов Турция может перерезать наши позиции, отделить друг от друга армянские провинции и соединиться с Азербайджаном.
Враг полон решимости нас уничтожить, а у нас нет программы самозащиты и необходимого оружия.
Годы проходят — мы ничего для этого не предпринимаем.
Это прискорбное обстоятельство заслуживает пристального внимания. Оно означает, что наш народ не только имеет неправильное представление о войне и мире, но неисправим в своем беспечном отношении к собственному существованию, не способен следовать советам и наставлениям, понять элементарную истину, что миролюбивые и лишенные мужества народы страдают от войн несравненно больше.
Моральный и материальный прогресс — это самозащита посредством внутренних сил. Самозащита — веление прогресса. Уже никто, кроме нашего народа, не верит, что возможно остановить победоносный локомотив прогресса мольбами поверженных наземь, побежденных и слабых.
Отныне ни для кого не секрет, что государства являются естественными противниками, каждое из них стремится расшириться, усилиться и выгадать за счет соседей. Нападает тот, кто чувствует себя сильным и готовым к нападению, наилучшей обороной считается упреждающее нападение.
Нападает тот, кто видит перед собой слабость.
Каждый народ в силу железной необходимости готовится заранее, поступает, как все.
Слабый испытывает страх быть поглощенным сильным, сильный зорко следит, чтобы противник не превзошел его.
Миролюбивые и лишенные мужества народы ослабевают и становятся добычей тех, чья сила растет и беспрепятственно расширяется.
Поймем и следующее: не ради мира заключают договоры, а ради насущных, жизненно важных интересов государств.
Государства считаются с международным правом и уважают подписанные ими договоры пока выигрывают от существующего положения. Однако, как только им покажется более выгодным иное положение вещей, “бумажная” дружба с другими, они плюют на договора, оставляют прежних союзников и угрожают всеобщему миру.
Это — предметная сущность вещей, это — реальная жизнь, в отличие от ошибочного и ложного представления, которым продолжает убаюкивать себя наша сентиментальная нация.
2Наш трудолюбивый народ, наделенный такими способностями в материальном обеспечении своего будущего, привык делать запасы на все времена года. Он считает смешным, если летом восхищаются лишь красотой солнца и не думают о зиме. Этот же народ удивительным образом является идеалистом в отношении мира, молится солнцу мира и абсолютно не верит, что есть зима войны.
Однако война приходит вопреки нашему желанию, потому что закон противоборства правит Землей.
Эту истину не хочет понять наш народ — поэтому трудовое богатство, накопленное в поте лица в мирную пору, отдает во время войны врагу, а сам, подобно попрошайке, становится обузой для чужих.
Мы хотим, чтобы наш народ, наконец, усвоил: состояние мира не вечно, это лишь временное перемирие.
Состояние мира даже нельзя назвать нормальным, мира нет на нашей планете, не может быть и в истории человечества.
Война — неизбежный момент в жизни народов, и она не ведется лишь по сознательному расчету. Война — одно из самых бурных проявлений человеческой эволюции. Война — инстинкт, и в этом причина того, что люди воюют, можно сказать, поневоле, идя против велений разума, законов морали, и осознают последствия лишь после сведения счетов, победы или поражения.
Состояние мира для человечества не что иное, как усталость.
Проигрывает тот, кто быстро устает.
К войне стремится тот, кто здоров.
Война — желание здорового и крепкого, также как мир — вожделение слабого, мечта усталого.
Несомненно, состояние мира было бы благом для усталых народов, если бы победители не имели возможности злоупотреблять миром.
Это злоупотребление состоянием мира еще бедственней для побежденных, чем даже сама война.
История знает мало примеров физического истребления народов, в то время как могущественные народы, пребывая в невыгодном мире, медленно исчезали без всякого кровопролития.
Мир, царящий сейчас на Востоке, для нас — мир медленного уничтожения.
Враг сторожит превращенную в кладбище Турецкую Армению, и внимательно наблюдает за миром в Советской Армении. В любую минуту он может нарушить этот мир, и если до сих пор не пытался — это означает, что мирное положение пока выгодней для его политических целей.
Кроме этого печального обстоятельства, психологические и другие причины заставляют нас с большим пессимизмом смотреть на будущее нашего народа.
Прежде всего, нынешняя Армения чрезвычайно бедна и мала.
Обманчива надежда, что в специфических условиях Кавказа, под чужой властью, будучи окруженным враждебными народами, армянство сможет процветать культурно и экономически, стать политической силой, создать государство.
Нынешняя Армения едва ли составляет 1/12 нашей исторической родины. Это не родина, а родимый угол.
В сегодняшних своих границах она не в состоянии принять рассеянных по миру и лишенных родины армян. Они обречены на исчезновение: резня в Турции, либо мирное уничтожение, ассимиляция в других странах. Родной угол и народ-скиталец.
Такая судьба повергла наш народ в сомнения и колебания, иначе говоря — в национальный пессимизм. И горе народу, зараженному этой болезнью, он стоит на краю могилы.
Не будем, однако, впадать в панику, без суетных иллюзий и излишних предубеждений примем горькую правду — наше будущее в опасности.
3Не имело бы смысла признавать эту истину, если бы она лишь повергла нас в ужас, но не потрясла.
Потрясения в жизни народов — рычаги спасения. Только безнравственный и пропащий народ не способен ради выживания на глубокие душевные потрясения, он не сможет обновиться.
Потери не страшны, страшны напрасные потери, если они ничему не учат, не прибавляют опыта, трезвости. Неспособность к переоценкам — вот катастрофа.
Без переоценок теряет смысл поиск, а без поиска умирает не только мысль народов, но и сами народы.
Мы должны подвергнуть переоценке не только материальную природу событий, но в особенности составные элементы нашей духовной жизни.
Мы должны искать и найти действительные причины наших несчастий, разглядеть свои настоящие раны, подвергнуть исследованию душу народа — только после этого можно вести речь о лечении.
В самом деле, почему проиграл и оказался брошенным своими друзьями армянский народ?
Что тому виной: географическое положение страны, христианская Европа, мусульманская Азия, сама судьба?
— Все, кроме нас, — так рассуждает наше неисправимое обывательское сознание.
Это образ мышления... Жалуются, недовольны, проклинают судьбу и бесконечно повторяют, что мы находимся на великих перекрестках Земли, что плохи они, эти перекрестки.
Здесь присутствует некая жалкая истина, но скольких преимуществ она не учитывает. Ведь наше нагорье неприступно, каждая из наших гор неуязвимая преграда для врага. Не видеть этого и оплакивать судьбу — есть не что иное, как самооправдание слабого и труса. Самооправдание слабого — психология немощного. Здесь не только предубеждение, но и дефект самой добродетели.
Не стоит верить больным, когда они жалуются на мир. Мир — это представление, источник представления — душа человека.
Народы недовольные своей родиной, больны душою.
Может и вправду народ, расположившийся на одном из самых неприступных в мире нагорий, недостоин своей судьбы, но судьба никогда не бывает незаслуженной.
Будь армянство сильным, оно творило бы чудеса на этом связующем мосту. Но мы стали немощными, недостойными своего природного мира.
Больной, несчастный народ, имевший до сих пор два “достоинства”: свои несчастья приписывать внешним причинам и надеяться на спасение извне.
В этом причина наших странных чувств: доверия и воодушевления, когда чужие выполняют свои обещания, разочарования и отчаяния, когда они эти обещания нарушают.
Катастрофическое самоотрицание настолько обесценило нас духовно, что мы не даем себе труда в наших несчастьях увидеть и часть нашей же вины. Мы считаем самих себя настолько недостойными, что не предполагаем в себе причину чего-либо в политической жизни — даже несчастья. Все, происходящее с нами, происходит помимо нас, независимо от нас. Слепое политическое приспособленчество до такой степени затуманило наш рассудок, что мы не видим грубую, кричащую истину — в наших несчастьях виноваты не другие, а, прежде всего, мы сами.
Не будем, однако, впадать в панику, без суетных иллюзий и излишних предубеждений примем горькую правду — наше будущее в опасности.
Социальные закладки