Изучая историю войн Армении, мы можем прийти к выводу, что во многих мусульманских странах войну не совсем правильно понимают. Руководства стран добиваются своих целей любыми способами, невзирая ни на нормы морали, ни на законы, ни на права человека. Захватить район – не проблема. Понадобиться лишь парочка отрядов «народного фронта». Не составит труда вырезать полрайона, а другую половину депортировать, или же просто оставить без крова. Это обыденная тактика азербайджанских войск. Опыт турецкого брата перенят более чем удачно.
Фактов резни армянского населения зафиксировано немереное количество. На весь мир известны трагедии в Сумгаите, Баку, Кировабаде, Мараге и других городах. В этих городах в открытую истребляли армян, как это делалось в годы геноцида в Западной Армении. Жестокость не знала границ, не учитывались ни возраст, ни пол, ни состояние здоровья жертвы. Если бы не армянское освободительное движение, азербайджанцы не допустили бы присутствие на территории Арцаха ни одного армянина. В этом сомневаться не приходиться, учитывая политику самого Азербайджана внутри своей страны по отношению к национальным меньшинствам. Доказательством такого отношения является участие Азербайджана в принятии ООН декларации по правам коренных народов, которые, согласно декларации, должны быть равны по правам с титульной нацией. Азербайджан публично воздержался от принятия данной декларации. Таким образом, официальный Баку в очередной раз продемонстрировал свои истинные намерения по отношению к национальным меньшинствам, которые составляют до половины населения данной страны. Порядка 2 миллионов талышей, лезгин и удин вынуждены сегодня забыть свою национальность, чтобы выжить в самом Азербайджане. Национальность талышей долго скрывалась и регистрировалась так же, как и азербайджанская. А несколько тысяч удин и вовсе приняли христианство Армянской Апостольской церкви, признали армянский язык и стали называть себя армянами. Также планировало поступить азербайджанское правительство с армянами Арцаха. Но многократные попытки не привели к удачному исходу.
Сумгаит, 1988 год. Ненаказанный геноцид.
В 12 номере от 1988 года журнала «Век ХХ и мир» мы можем прочитать следующие слова: «Примером геноцида (который квалифицируется как "Действия совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую") является армянская резня в Сумгаите». Погромы, избиения и убийства армян в Сумгаите, который находится получасе езды от Баку, совершались средь бела дня, будто это были совсем не погромы, а благотворительный концерт для жителей города. Все было тщательно спланировано. Несколько дней до погромов в городе проводились многотысячные митинги с лозунгами типа «Смерть армянам». Весь город стал ареной жестокости и организованной преступности против людей одной нации с целью полного истребления. 27 февраля 1988 года началась резня армян. У преступников на руках имелись абсолютно все адреса проживания армян в городе. Они разделялись на группы по несколько человек, врывались в квартиры и после пыток (тут уж срабатывала фантазия азербайджанцев, подкрепленная турецким опытом) убивали этих людей. Многие телефоны города оказались отключены. Ответом на звонки в скорую помощь была одна фраза: «Сидите дома», хотя население нуждалось в срочной эвакуации. Были подвезены емкости с бензином, груды камней, спланирована система провокационных слухов, доставлены из разных мест группы уголовников, продуманы меры быстрого «заметания следов». Правительство поощрило толпу на убийства и изнасилования, на разгром 200 квартир, 50 магазинов и киосков, поджог 20 автомашин. Убито более 50 человек, хотя, несомненно, их было больше. По некоторым данным количество жертв достигло 300. По всем определениям то, что творилось в эти дни в Сумгаите – геноцид. Этого нельзя отрицать. Это преступление против человечества, именно этот безнаказанный геноцид воодушевил тысячи азербайджанцев к новым подвигам, к новым погромам и убийствам.
Черный январь 1990-го года. Баку
В течение 1989 года в Баку не прекращались периодические отдельные нападения на армян. Избиения и убийства, погромы отдельных квартир, выселения их квартир. Точной статистики не велось, уголовные дела «спускались на тормозах», но известно, что в течение года случаи убийств армян исчислялись десятками. Всплеск уличных нападений на армян и убийств приводится на август-сентябрь 1989 года. Люди продолжали уезжать, и к январю 1990-ого года в Баку, по различным данным, оставалось около 30-35 тысяч армян, большинство из них – пожилые люди, которые не могли или не хотели уезжать. К 12-13 января 1990-ого года армянские погромы в Баку приобрели организованный и массовый характер. 13 января после 17 часов толпа из примерно 50 тысяч человек, вышедшая с митинга на площади Ленина, разделившись на группы, стала методично, дом за домом «очищать» город от армян. 15 января в Баку погромы и нападения продолжались. Всего же в результате столкновений за первые трое суток по предварительным данным погибло 33 человека. 18 января на центральной площади Хагани были изнасилованы две старушки – мать и дочь. Таких пример великое множество. «Они резали его по кускам», - рассказывала женщина-азербайджанка о своем муже-армянине, - он кричал: «Убейте», и я, связанная кричала: «Убейте, убейте скорее». Просила убить мужа, чтобы избавить его от мучительной смерти» («Союз», 19 мая 1990 года).
Во время трагедии в Баку было убито по различным данным от 150 до 300 человек, в основном, пожилые люди.
Операция «Кольцо». Апрель-май 1991 года.
Одной из самых глобальных попыток массовой депортации в Арцахе является проведение советско-азербайджанской операции «Кольцо». Само разрешение проведения данной операции поражает нас своей аморальностью и жестокостью. С 16 апреля по 21 мая жестоко депортировались армяне Шаумяновского района и прилегающих к нему сел Геташен и Мартунашен. На этом азербайджанские и советские войска ограничились, так как продолжить операцию не удалось. Политика ЦК КПСС и Верховного Совета СССР шокировали все армянское население. Руководство Союза просто одобрило планы АзССР по стремлению депортировать при поддержке Москвы все армянское население Арцаха. В заявлении также содержались данные о численности населения армянских сел, в том числе по возрастному и половому составу. В результате многократных атак на 26 армянских деревень в Шаумяновском, Гадрутском и Шушинском районах депортировано свыше десяти тысяч человек, убито свыше ста человек.
Бомбардировка Степанакерта. 1991-1992 год.
Как-то сложно себе вообразить, что можно по восьмидесятитысячному мирному городу бьют ракетами. Так происходило со Степанакертом... По столице бесперебойно били из Шуши, Ходжалу, Малибейли «Алазанью», Т-12, гаубицей. На дворе декабрь 1991-ого. Ровно через месяц мирным городам и селам Арцаха пришлось познакомиться и с такой ракетной установкой, как «Град». Официально данное смертоносное орудие запрещено Женевским соглашением. Было выпущено свыше 21 000 снарядов РСЗО «Град», 2700 ракет «Алазань», более 2000 артснарядов, 180 шариковых бомб, 150 полутонных авиабомб (в том числе 8 вакуумных). В течение всего этого времени могли бы погибнуть десятки тысяч мирного населения. Погибли сотни. Весь Степанакерт жил в подвалах, в сырых подвалах без тепла и света, без запасов продовольствия.
Трагедия в Ходжалу. Февраль 1992-ого.
За 4 года к февралю 92-ого года были истреблены не менее 1000 мирных жителей армянского происхождения. Безнаказанно. Никто и не собирался наказать ни тех варваров, которые выполняли приказы свыше, совершая резню невинных мирных жителей, ни тех, кто давал эти приказы. Но азербайджанцам как воздух нужны были контраргументы в дискуссиях о насильственном обращении турок к армянам. Армяне со своей стороны могли привести сотни фактов насильственного обращения с мирным населением, оппонентам пришлось бы молчать, если бы не одна история, которую азербайджанцы мастерски деформировали.
Подавление огневых точек Ходжалу и разблокировка аэропорта были для жителей НКР единственным способом физического выживания населения, обреченного Азербайджаном на полное истребление. Каждодневные бомбежки Степанакерта со стороны Ходжалу, расположенного в непосредственной близости от него, уносили жизни сотен мирных жителей - детей, стариков и женщин. Военная операция вооруженных подразделений НКР по подавлению огневых точек Ходжалу не была неожиданностью для Азербайджана. О том, что силы самообороны НКР с целью подавления огневых точек и разблокирования аэропорта готовят наступление на Ходжалу, азербайджанская сторона впервые была уведомлена по телевидению почти за два месяца до штурма. В результате этих предупреждений большая часть мирного населения Ходжалу перебралась в безопасное место. С целью исключить гибель мирных жителей деревни армянами был оставлен коридор для безопасного выхода мирного населения из зоны боевых действий. Азербайджанская сторона о наличии коридора, дающего возможность вывести жителей Ходжалу из-под обстрела, была своевременно осведомлена. Эльман Мамедов, мэр Ходжалу: "Мы знали, что этот коридор предназначен для выхода мирного населения" (Русская мысль" 03,03,1992, цитируется из газеты "Бакинский рабочий").
Расстояние между Ходжалу и Агдамом – 12 км. Трагедия произошла в 2 километрах от Агдама, и, соответственно, 10 километрах от Ходжалу, поэтому некоторые называют случившееся Агдамской трагедией. Было убито не более нескольких десятков (около 60) азербайджанцев. Логично обвинить в этом армян. Но нельзя привести никакие доказательства по этому поводу. Для того чтобы уточнить, что именно случилось с жителями Ходжалу после того, как они прошли по коридору безопасности, обратимся к одному из руководителей штурма Ходжалу Владимиру Варданову. Вот, что он говорит о тех событиях: «Наши на нахичеваникских позициях заметили азербайджанцев и открыли предупредительный огонь. Перестрелка длилась одну - две минуты. Не больше. Азербайджанцы поняли, что пошли не в ту сторону, и повернули назад. Минут через 10-15 с азербайджанских позиций, расположенных напротив Нахичеваника, начался мощный огонь. Я глубоко убежден, что заметив большую группу людей, азербайджанцы подумали, что это армяне атакуют, и открыли сильный огонь по своим. Объективно их не в чем винить, они защищали свои позиции, информации никакой не имели. Если бы они погибли в районе Ходжалу, их трупы не появились бы здесь, у Нахичеваника, и не приехала бы съемочная группа, и азербайджанское руководство не проливало бы крокодиловы слезы по поводу «безвинных жертв». Даже мне, воюющему с ними, было не по себе, когда показывали трупы. Но когда показали местность, на которой были собраны эти трупы, все стало понятно: чтобы свалить вину на армян, они собрали вблизи азербайджанских позиций у Нахичеваника трупы, перенесли это на поляну и отсняли для телевидения. Повторяю, в ту ночь здесь никаких трупов не было. Здесь были мы.. Возвращались мы на следующий день, в полдень. И тоже никаких трупов не было». Высшим руководством армии Арцаха был дан приказ вывести мирное население Ходжалу. Тут же включились в работу азербайджанские фальсификаторы исторических данных. Без них уж никуда. Число жертв было доведено до тысячи. Место гибели этих людей упорно замалчивалось азербайджанской стороной, так как Агдам - региональная опорная база азербайджанских вооруженных сил. Этот факт очень сильно запутывает всю историю Ходжалинской трагедии. Здесь необходимо привести высказывания некоторых азербайджанцев, что понять всю политическую подоплеку сложившейся ситуации:
Р. Гаджиев (член правления агдамского отделения НФА (Народный фронт Азербайджана): «Мы могли бы помочь ходжалинцам, были и силы, и возможности. Но руководители республики хотели показать народу, что у них силы нет, и снова призвать на помощь армию СНГ, подавив с ее помощью и оппозицию". (Москва, "Известия", апрель, 1992)
А. Юнусов (азербайджанский журналист): "Город и его жители были сознательно принесены в жертву политической цели: не допустить прихода к власти Народного фронта Азербайджана " (Газета "Зеркало", июль 1992г.)
Одним из веских доказательств фальсификации ходжалинской трагедии азербайджанцами можно считать интервью Аяза Муталибова «Независимой газете» 2 апреля 1992 года. Приведем некоторые его цитаты: «Как говорят те ходжалинцы, которые спаслись, это все было организовано для того, чтобы был повод для моей отставки. Можно предположить, что кто-то был заинтересован в том, чтобы потом показать эти кадры на сессии Верховного Совета и все сфокусировать на моей персоне. Общий фон таков, что коридор, по которому люди могли уйти, был оставлен. Зачем же им тогда стрелять? Тем более на территории, близкой к Агдаму, где к тому времени было достаточно сил, чтобы выйти и помочь людям. Или просто договориться, что мирные жители уходят. Такая практика была все время». Также бывший президент упомянул о том, что он непрерывно давал указания летчикам, агдамским группировкам о эвакуации мирного населения, но те отказывались выполнять данные приказы. Стоит напомнить, что такое же поручение было дано по Шуши, которое было выполнено: мужчин оставить, а женщин и детей вывезти.
Чешская журналистка Яна Мазалова, по недосмотру азербайджанцев оказавшаяся в обеих группах представителей прессы, посетивших место событий в первый день и через несколько дней, заметила существенную разницу в состоянии представленных трупов. Побывав на поле сразу после событий, Мазалова не видела на трупах каких-либо следов изуверства. А вот пару дней спустя журналистам были продемонстрированы уже "подготовленные" к съемкам обезображенные тела "оскверненных армянами трупов".
Приходится делать выводы самим. Кто убил местных жителей, кто обезобразил трупы, какова цель и каковы интересы азербайджанского руководства в Ходжалинских событиях.
Трагедия Мараги. Апрель 1992-ого.
Деревня Марага (Ленинаван) находится в Мартакертском районе. Это очередной объект жестокости азербайджанских войск. Вооруженные силы Азербайджана вошли в село 10 апреля, вырезав 57 человек. В заложники угнаны 49, из них 9 детей, 18 женщин, трое престарелых, один из них слепой. Судьба 19 из них до сих пор неизвестна. Бойня была продолжена 22-23 апреля, когда оставшиеся в живых марагинцы вернулись хоронить погибших. Данные подтверждены Международной правозащитной организацией "Helsinki Watch". Мир на удивление спокойно отнесся к трагедии в Мараге. И не потому, что все привыкли, а потому, что азербайджанцы куда активнее вели пропаганду, дезинформируя планету.
Среди убитых и пострадавших в ходе погромов были также русские и представители других национальностей. Свыше 100 тысяч русских жителей Баку, десяти тысяч евреев, лезгин, представителей других национальностей навсегда покинули город после погромов и последующих столкновений боевиков Народного фронта с войсками.
Такое поведение азербайджанцев очень легко объясняется их внутренним воспитанием. Азербайджанская писательница Ум-эль-Банин вспоминает о своем детстве, которое она провела в Баку, о своих детских играх: «В праздничные дни мы играли в резню армян, игру, которую мы предпочитали любой другой. Опьяненные своими расистскими страстями, мы приносили в жертву Тамар (армянку по матери) на алтарь нашей атавистической ненависти. Сначала мы ее произвольно обвиняли в убийстве мусульман и немедленно расстреливали. Потом ей отрывали члены, язык, голову, внутренности, которые кидали собакам, чтобы выразить презрение к армянской плоти». После такого влияния на детскую психику мы видим этих воспитанников в действии.


Источник
http://arcakh.ru/
http://arcakh.ru/Conflict/Facts.html