процесс образования нового государства был не из лёгких - византия ревниво следила и как могла противодействовала этому. начало киликийского царства относят к 1080 году, его основала династия рубенянов (рубенидов). это совпало с эпохой первого крестового похода (1096-1099), путь крестоносцев лежал через киликию, армяне встретили западных христиан как единоверцев, оказывали им всяческую помощь, сами вступали в ряды крестового воинства.
так, с самого начала завязались отношения с западной европой, столь характерные для всей истории киликийского царства. рубениды постоянно поддерживали связи с европейскими династиями, междинастические браки ввели их в круг европейских государей, заставили, правда, вмешиваться в распри родственников, но сделали имена властителей киликии хорошо известными на западе. наконец, в 1198 году левон Ii (великий) был коронован на царствование. при нём киликия достигла своего наивысшего расцвета.
столицей государства стал сие, который стоял на притоке реки пирам. источники Xii века сообщают, что в городе было «огромное население», «великолепные церкви», «дворец с бельведерами и садами», «архивы, святые мощи» и тому подобное.
гаванями киликии служили айас и тарс, морская торговля велась также иностранными купцами, имевшими в киликии свои фактории и колонии. сама природа, казалось, позаботилась о безопасности киликии.
один из путешественников писал:
«эта страна в высшей степени защищённая, ибо с одной стороны она окружена морем, а с другой укреплена высокими и неприступными горами, через которые существует лишь небольшое число проходов, хорошо охраняемых».
все эти преимущества не спасли, однако, киликию от того разгрома, какому подверглась вся передняя азия в Xiii-xiv веках от египетских мамелюков.
киликийское царство пало в 1375 году, но существование его было далеко не бесплодным. на протяжении более трех столетий армянский народ имел возможность развивать свою культуру, науку, литературу, искусства в независимом государстве. киликия теснейшим образом связалась с западно-европейским миром, став «авангардом европы в азии». через киликию, благодаря её напряжённой духовной деятельности, дошли до нас многие памятники культуры средневековой армении, любовно и заботливо сохранённые предания родной старины. большое число рукописей, по которым мы знакомимся теперь с древней армянской письменностью, было переписано в центре киликии, её городах и монастырях.
в северной части исторической армении в Xii веке забрезжил свет самостоятельной жизни. к 1122 году христианская грузия настолько окрепла, что её царь давид Iv (строитель) смог отбить у мусульман тифлис, а в 1124 году - и ани. при царице тамаре вся северная армения была освобождена от иноземцев, было создано обширное княжество закаридов, во главе которого стояли видные военачальники и государственные деятели закарэ и ивана закаряны и другие представители этого знатного рода.
эту эпоху (xii-xiv века) ани оставался центром армянской культуры на севере. зависимость от грузии была номинальной. умелый ряд великолепных сооружений в ани возник именно в этот период. были построены новые церкви, обновлена городская стена, возведены башни, сооружён прекрасный одно-арочный мост, неподалеку от города была основана академия. наибольших размеров город достиг в Xiii веке - в нём числилось, по словам историка, свыше ста тысяч жителей и более десяти тысяч домов.
тяжкий удар процветанию ани и надеждам остальных земель древней армении нанесло монгольское нашествие, то самое, которое привело на руси к татарскому игу. в 1236 году полчища монголов сложили город, взяли его приступом и предали ужасному разгрому, от которого он уже не смог оправиться. но жизнь в ани и ряде других уголков армении тлела ещё почти сто лет, пока в Xiv веке по всей азии не прокатилась новая волна захватчиков под предводительством тамерлана (тимура). армения вступила в один из самых мрачных периодов своей истории.
Социальные закладки