Повторим путь Магеллана во время его «кругосветки». [www.sails.h1.ru]
Официальная версия – поиск прохода из Атлантического в Тихий океан и достижение берегов Индии. Считается, что в 1509РХ, через 10 лет после Васко де Гаммы, плавание в Калькутту вокруг Африки под силу любому капитану португальского торгового флота. В 1511РХ Магеллан в составе португальской флотилии принимал участие в осаде Маллаки ((Сингапур?). После завоевания Малакки Португалия зажала в кулак весь восточный мир
Итак 1 этап
Севилья- Рио де Жанейро 10.08.1519 -13.12.1519 125сут 7800км 62,4км/сут
Рио де Жанейро - Буйэно-Айрес 26.12.1519 -31.03.1520 96сут 2100км 21,9км/сут
Снижение скорости движения в 3 раза объясняется необходимостью обследования побережья для поиска прохода. Зимовка в бухте Сан-Хулиан по 24 августа 1520г., утрата корабля «Сан-Антонио»
Следующий этап – продолжение поиска прохода
Буйэно-Айрес - Пунта-Аренас 24.08.1520 -25.10.1520 62сут 2600км 41,9км/сут
25 октября 1520 все корабли входят в Магелланов пролив. 8 ноября 1520 «Сан-Антонио» дезертирует и прибывает в Севилью 6 мая 1521г.
Пунта Аренас - Севилья 08.11.1520 -06.05.1521 179сут 12500км 69,8км/сут
Скорость возвращения корабля близка к скорости начального движения эскадры и ее можно принять за среднюю скорость парусников 16 века.
Что в этой ситуации делать Магеллану? Прошло более года, проход ещё не найден, королю скоро станет известно о неудачном ходе экспедиции. Перед адмиралом два пути:
- продолжать поиски прохода для чего надо забираться дальше в полярные широты и у него всего 4 месяца до очередной зимовки, а в случае отсутствия прохода бесславное возвращение.
- пройти известным путем мимо Африки в Индийский океан, достичь Моллукских островов, загрузиться пряностями, и вернуться триумфатором при условии обеспечения секретности этого замысла.
Проверим возможность реализации обоих вариантов.
Итак, вариант первый – официальная историческая версия: 28 ноября 1520 г. флотилия выходит в Тихий океан и 16 марта 1521 года достигает о. Самар на Филлипинских островах. Мы не будем учитывать направления ветров и течений, а длительность пути определим по современным корабельным маршрутам. Южный путь из современной Пунта-Аренас (расположена в середине Магелланова пролива) до Манилы через Веллингтон и Сидней имеет протяженность 18500 км. Следует отметить, что на картах начала 16 века Австралия отсутствует и после путешествия Магеллана она на картах не появилась
Пунта-Аренас- Сидней-Манила 28.11.1520 -16.03.1521 108сут 18500км 171,3км/сут
Северный маршрут через Гавайские острова длиннее и соответственно скорость движения должна быть выше
Пунта-Аренас- Гонолулу-Манила 28.11.1520 -16.03.1521 108сут 22500км 208,3км/сут
После известных приключений (Магеллан погиб 21 апреля 1521г.) 21 декабря 1521 г. последний корабль «Виктория» отправляется из Моллукских островов на родину уже без отважного адмирала.
Официальная хроника гласит, что 13 февраля 1522г. «Виктория» отплыла из Тимора и 18 мая достигла мыса Доброй Надежды, а 6 сентября 1522 г. приходит в Сан-Лукар.
Моллук - Джакарта - Кейптаун 14.02.1522 18.05.1522 93 сут 12100 км 130,1 км/сут
Кейптаун - Гибралтар 18.05.1522 -06.09.1522 111сут 9400км 84,7км/сут
Таким образом мы видим, что по мере приближения к родным берегам скорость плавания уменьшается и становится близкой к крейсерской скорости того времени – около 70 км/сут, что при 10 часовом режиме плавания составляет 7 км/час.
Следует заметить, что в гонке Endeavour - Новая Зеландия (1993) испанская яхта El Fortuna установил рекорд скорости, пройдя за 24 часа 408 морских миль или 756 км, те развив среднюю суточную скорость 31,5 км/час.
Второе и третье кругосветные плавания совершили английские пираты Ф. Дрейк (1577—1580) и Т. Кавендиш (1586—1588), которые сначала прошли через Магелланов пролив в Тихий океан для грабежа испано-американских портовых городов и захвата безоружных испанских судов. Флотилия Ф. Дрейка состояла из 5 кораблей водоизмещением 90—100 т и нескольких небольших судов - пинассов. Пройдя Магелланов пролив, они попали в жестокую бурю, один корабль погиб, другой был вынужден вернуться в Англию, а корабль Дрейка бурей отнесло далеко на юг. Дрейк обнаружил, что Огненная Земля не полуостров неизвестного южного материка, как считали раньше, а архипелаг (позднее пролив между Огненной Землей и Южными Шетландскими островами был назван именем Дрейка). Затем он направился на запад, преодолел Тихий и Индийский океаны и, обогнув Африку, в 1580 г. возвратился в Англию. [www.sails.h1.ru]. Из этого описания видно, что состав экспедиции Дрейка и основные моменты кругосветки совпадают с Магелланом. Когда Дрейку угрожает столь же опасный бунт команды, он бросает якорь в той же бухте Сан-Хулиан и якобы, даже нашел кровавую плаху, на которой 57 лет назад был казнен один из главарей мятежа. И снова падает на землю отрубленная голова.

Анализ возможности попадания Магеллана на Моллукские острова не через Тихий океан, а через Атлантический и Индийский показывает, что в этом случае длина маршрута составит 18000 км, время в пути те же 108 суток, а скорость плавания может составлять 142 км/сут, что в полтора раза меньше требуемой скорости плаванию через Тихий океан.
Правда в хрониках упоминается период с 18 апреля по 21 декабря 1521 г. (еще 247 суток), в который флотилия курсировала возле Молуккских островов.
Если хроникеры по тем или иным причинам уменьшили время непосредственного плавания на сотню суток, то мы получаем ходовую скорость эскадры около 70 км/сут, что соответствует обычной скорости плавания того времени.
Также не исключено, что кругосветка Магеллана - это компиляция двух независимых походов
- Открытие Магелланова пролива
- путешествие через Тихий океан других мореплавателей уже через открытый пролив и соответствующее сокращение времени прохода через Атлантику.