Арабы, в силу своей националистичности и индивидуализма, не подходят на роль строителей империй. В этом арабы противоположны тюркам, которые управляли арабами и другими народами Азии и Африки более тысячи лет. Лишь в 20 веке, при помощи англичан и французов, арабам удалось создать национальные государства на территориях распавшейся Османской империи.
Кто построил халифат - тюрки или арабы?
Туранская психология строителей империй
К тюркам принадлежат турки-османы, татары (крымские, казанские, азербайджанские, тобольские), мещеряки, тептяри, балкарцы (карачаевцы, урусбиевцы), кумыки, башкиры, киргизы-кайсаки, кара-киргизы, туркмены, сарты, узбеки, алтайцы, якуты, чуваши и целый ряд древних, исчезнувших народов, из которых наиболее известными являются хазары, болгары (волжско-камские и аспаруховы), половцы (куманы или кыпчаки), уйгуры.
Типичный тюрк не любит вдаваться в тонкости и в запутанные детали. Он предпочитает оперировать с основными, ясно воспринимаемыми образами и эти образы группировать в ясные схемы. Тюркская фантазия не бедна, в ней есть смелый размах, но размах этот рудиментарен: сила воображения направлена не на детальную разработку, а на развитие в ширину и длину; картина не пестрит разнообразием красок, а написана в основных тонах, широкими, порой колоссальными мазками. Это стремление к разрастанию вширь, глубоко характерное для тюркского творчества, внутренне обусловлено теми же основными чертами тюркской психики.
Тюрк любит симметрию и устойчивое равновесие; но любит, чтобы все это было уже дано, разыскивать и создавать исходные схемы для тюрка мучительно, ибо это связано с чувством отсутствия устойчивости и ясности. Потому тюрки охотно брали готовые чужие схемы, иноземные верования. Но раз уверовав в определенное миросозерцание, превратив его в подсознательный закон, тюрк на этом успокаивается и крепко держится за свое верование. Вера, попавшая в тюркскую среду, неминуемо кристаллизуется, ибо она там призвана играть роль незыблемого центра.
На этой особенности тюркской психологии основано странное явление: притяжение между психикой тюркской и семитской. Семит, находящий удовольствие в обнаружении противоречий и в казуистическом их преодолении, и тюрк, более всего ненавидящий тревожное чувство внутреннего противоречия. В этой противоположности - причина притяжения: семит делает за тюрка ту работу, на которую сам тюрк не способен, - преодолевает противоречия и подносит решение.
Туранская психика сообщает нации культурную устойчивость и силу, утверждает культурно-историческую преемственность и создает условия экономии национальных сил, благоприятствующие всякому строительству.
Беспрекословное подчинение есть основа туранской государственности, но оно идет, как и все в туранском мышлении, последовательно, до конца и распространяется в идее и на самого верховного правителя, который непременно мыслится как беспрекословно подчиненный какому-нибудь высшему принципу, являющемуся в то же время руководящей основой и жизни каждого подданного.
Прививка к русской психике характерных туранских черт сделала русских тем прочным материалом государственного строительства, который позволил Московской Руси стать одной из обширнейших держав. Малороссы, гораздо менее великороссов подвергшиеся туранскому воздействию, в меньшей мере обладают некоторыми положительными свойствами туранского происхождения, например, гораздо менее великорусов способны к государственному строительству крупного масштаба.
Николай Трубецкой, О туранском элементе в русской культуре.
Семитская психология строителей национальных государств
В основе частной и общественной жизни арабов лежали, свойственная семитской расе, резкая обособленность личности и полная независимость жизни, которые в Аравии достигли полного выражения. 1
В то время, как другие народы переживали различные формы правления, от республики до монархии, арабы, за исключением нескольких оседлых племен, живущих в городах, сохраняли патриархальный образ жизни, скитаясь по пустыни.
Арабы не имели поземельной собственности. Право сильного не давало установиться в их среде понятиям недвижимой собственности. Они не делили между собой пастбища и если два рода сталкивались на одном пастбище, то дело решали боем. Отсюда арабская житейская мудрость: "Кто не в силах отразить оружием от собственного колодца, тот погибнет сам".
Отсутствие законных правил жизни и господство произвола и материальной силы в межплеменных отношениях, определило психологию арабов. "Каждый за себя" - было руководством в их жизни и рычагом в их деятельности. Пословица "в пустыне каждый враг другому" определило раз и навсегда их отношение к другим. 2
Своё враждебное отношение араб оправдывал преданием, согласно которому при разделе земли другие ветви человечества получили хорошие наделы, а Измаилу досталась пустыня. Поэтому его потомство имеет право отобрать часть наследства, которого он несправедливо был лишен. 3 Этим преданием араб оправдывал воровство, грабеж и хитрость, которыми он пользовался в пустыне, как средствами к существованию.
По влиянием приведенного предания у арабов сложился взгляд на грабеж, как на ремесло. А такой взгляд, в свою очередь, развил у араба своеобразное воззрение на труд. Занятие трудом и снискание средств к жизни мирными способами было для него унизительно. Поэтому в своей жизни он предпочитал ленивую и гордую бедность трудовой и униженной жизни и стремился к приобретению богатства, основанного на грабеже. Грабеж в глазах арабов пользовался уважением и имел значение победы. Ограбить путешественника было в их глазах также похвально, как взять город приступом. 4
В межплеменных отношениях у арабов самосуд и личная расправа решали все столкновения. Красноречие являлось после того, как меч уставал действовать. "Кто не оскорбляет людей, будет оскорблён ими" - было моральным советом, извлечённым Зогайром бин абу-Сольма из жизненной практики.
Войны арабов редко велись с другими народами и редко принимали натупательный и оборонительный характер, но исключительно междуусобные. Если в Европе войны смягчались влиянием церкви и кодексом рыцарства, то в неустроенном обществе разрозненных арабских племён они не находили никакой нравственной сдержки и не имели над собой никакого нравственного контроля.
Страсть к поэзии составляет также отличительную черту арабов. В поэзии араб изливал чувствительность и страстность своей души, не управляемой мыслью. Араб всегда в состоянии удачно изобразить свои чувства и впечатления, но к описанию чужих чувств не способен, для этого ему необходимо выйти из собственной обособленности. 5
В умственной жизни арабов развито более воображение, чем рассудок. Араб более склонен к мечтам и фантазии, к созданию идеалов, чем к рассудочной деятельности. Чувства араба - не спокойные сердечные чувства, проведёнными через рассудочный анализ, а необузданные и порывистые страсти, доходящие до фанатической экзальтации и возбужденные разгоряченным воображением.
http://islamic.narod.ru/proish25.htm
Социальные закладки