Пока еще писатель цел и невредим..представляю вам ..небольшой кусок из его обширного интервью оппозиционной газете .... Азньюс
Пусть сожгут все мои книги
-В 1988 годы Вы дали интервью журналу «Дружба народов».После этого интервью в Союзе писателей Азербайджана прошло специальное мероприятие против Вас. Что вы говорили в том интервью?
-И тогда наши поспешили с выводами. В интервью, я сказал что нам не следует идти войной на армян, если мы пойдем на военное решение проиграем. В этом была основная суть моего интервью. Я сказал тогда, что мы должны сохранить дружбу. Ну и что мы заработали , инициировав войну? 20% территории потеряно, 1 миллион беженцев. Разве мои слова не подтвердились? Я вас уверяю, вражда между Азербайджаном и Арменией не будет вечной. Эта вражда кого-нибудь закончится. Нельзя сжигать все мосты. Я это неоднократно говорил и не устану повторять. Ну хорошо, если этот Карабах наш и проживающие на этой земле армяне наши граждане, то как мы представляем в будущем совместную жизнь когда в основе лежит враждебная ненавистническая пропаганда? Второй вариант, это пусть Карабах будет нашим, но чтоб армян там не было. Вот насколько реалистичен такой вариант? Ну ведь это невозможно.
-В прессе опубликована лишь малая часть вашего скандального романа. Но при этом свое отношение к нему высказали уже и писатели и политики и большинство отзывов радикально отрицательные. Художественный текст произведения дает основания для такой резкой критики?
-С художественной точки зрения никаких оснований нет. Кто знаком с историей литературы прекрасно знает множество подобных примеров. Лев Толстой,будучи сам офицером русской армии с большой любовью описывал Хаджи Мурата.
На самом деле , речь в моем произведении идет об агулисских армянах.Армяне в этом селе действительно были зверски убиты. Это история, это факт.
-И когда это было?
- в 1919 году. Если сейчас поехать в Айлис, наверное можно встретить старика, котрый все это видел собственными глазами. Мои дядя, бабушка и мать все это видели.
-в годы Вашего детства армян в Айлисе не было?
-Очень мало. Дело в том, что после 1919 года, оставшиеся в живых армяне либо скрывались оставшись, либо вынуждены были покинуть село и вернулись позже
-Вас обвиняют в том, хотите стать Памуком.Речь идет даже не о его произведениях, а о выступлениях, где он утверждает ,что в 1915г более 1 миллиона армян было убито. Говорят. Что Вы написали роман с целью получить Нобелевскую премию. Что Вы можете сказать по этому поводу?
-Это совершенно безосновательные ,гнилые и пустые разговоры. Во-первых , Шведская Королевская Академия это не базар, где каждый написав пару строк может получить премию. Во-вторых ,меня обвиняют в том, что Нобелевская премия Памука вдохновила меня на этот роман. Но ведь мой роман написан еще до того как Орхан Памук был представлен к награде
-В Советское время было легче писать про резню армян. Почему Вы не написали это в то время?
-Наверное возраст тоже влияет… Когда человек подходит к почтенному возрасту, он острее начинает видеть и ощущать те времена. Мне трудно объяснить почему именно сейчас .Разве у писателя нет права протестовать против проводимой политики?Какое отношение это имеет к проявлению враждебности к собственному народу? Завтра мы помиримся с армянами.Мы обречены на это.
-В произведении, главный герой Садай Садыглы выступает против ислама. И желает принять христианство. Как Вы объясните это?
- Это проявление человеческой нетерпимости к несправедливости. Вот сейчас скажут, что это армяне проявляли к нам несправедливость. Но речь не об армянах и не об их несправедливостях, пусть за свои грехи отвечают и заботятся сами армяне. Если я создал образ героя, который озабочен нашими грехами, который просит прощения за эти грехи, то это возвеличивание, а не уничижение азербайджанского народа. Лишь демагоги могут утверждать, что это унижение. Что значит унижать?
-В Турции некоторое время назад началась кампания в ходе которого турецкая интеллигенция просила прощения у армян за события 1915 года. Вы тоже просите прощения у армян за резню в Айлисе? Или сам роман и есть Ваше извинение?
-Искренне говорю, что мышление созданного мною образа в романе не может быть мне чуждым. Если я создал такой образ, значит я его создавал исходя из моих внутренних побуждении и желаний. За Сумгаитские события, за все сотворенные нами несправедлвости , мы должны мужественно сказать свое слово. Если азербайджанский писатель не скажет этого, то все останется на совести азербайджанского народа. Если об этих событиях говорят армяне это одно.Об этом должны говорить мы сами. Работая над романом , самым большим моим желанием было стремление показать наше величие, признавая сотворенное нами. Но к сожалению, некоторым это не дано понять, потому что мы привыкли ставить самим себе « по всем предметам» пятерки.
-В Ваше произведении есть моменты , описывающие как убивали армян, резали головы девушкам.Неужели в Айлисе и вправду происходило такое?
-Если в написанном мной , есть хоть одно лживое слово, пусть меня изрежут на куски
-Считаете что это произведение должно было быть написано сейчас?
-Сейчас общество в полосе плохого времени, но есть одна непреложность: Это должно было быть написано. Клянусь Господом , должно было. Армяне написали, что Акрам создал это произведение , чтобы усыпить нашу бдительность ( улыбается). Но я верю что этот роман смягчит сердца людей. Я писал с этой главной целью. Писатель ведь не владеет землей..не отдает ее кому-то и не отвоевывает ее. Дело писателя, это смягчение сердец, это утверждение милосердия.
Я знаю, почему написал этот роман и я знаю что выпадет на мою голову за это. Желаю лишь чтоб бедствия не перешли все мыслимые границы.
Социальные закладки