Показано с 1 по 10 из 17

Тема: Обойдемся без умных?

Древовидный режим

  1. #1
    Местный Аватар для Eva_R
    Регистрация
    10.03.2009
    Сообщений
    434
    Thanks
    1,991
    Thanked 329 Times in 216 Posts
    Музыка
    188
    Uploads
    0

    Обойдемся без умных?

    В Армении сложилась парадоксальная ситуация. В небольшой стране действует около 100 вузов, уровень безработицы достаточно высокий, а специалистов многих профилей не хватает.
    Не имея модели будущего Армении, государство не может эффективно использовать профессиональный потенциал, а пребывающие в нищете вузы не могут продуктивно организовать учебный процесс. И что, пожалуй, самое главное - в обществе, где без малого 20 лет разрушалась здоровая система ценностей, нарушена связь между профессионализмом и уровнем жизни. Таково мнение участников круглого стола, проведенного "ГА" по проблемам вузовской подготовки.
    Арутюн ТЕРЗЯН, академик НАН РА:
    - Думаю, более уместно ставить вопрос не дефицита кадров, а дефицита квалифицированных кадров. Возьмем такое быстро развивающееся направление, как информационные технологии. Кадры этого профиля выпускают ЕГУ, Инженерный и Славянский университеты, а специалистов высокой квалификации очень мало, они постоянно переходят из одной фирмы в другую и требуют повышения зарплаты. Сегодня Армения выдает программных продуктов на сумму $50 млн, но, если профессиональный уровень в сфере IT снизится, США будет невыгодно работать с Арменией.
    Плохая подготовка специалистов - комплексная проблема. Тут есть и вина вузов, не успевающих за новыми технологиями и научными достижениями, которые, несомненно, должны находить место в учебных программах. Но есть и другая проблема - это ценностная система нынешнего общества. Наши студенты еще не поняли, что самым дорогим товаром являются знания. Когда они это поймут, в системе образования произойдет перелом. А сегодня добросовестная учеба и знания настолько непрестижны даже в университетской среде, что в руках наших студентов вы не увидите ни тетрадей, ни книг. Они их стараются спрятать, чтобы не вызывать насмешек товарищей. При таком отношении к учебе трудно повысить уровень подготовки специалистов. Но я уверен, это состояние продлится недолго. Знания приобретают все большую ценность. Таковы мировые тенденции. Уже сегодня высококлассные специалисты хорошо оплачиваются даже в Армении.
    Арам СИМОНЯН, член-корреспондент НАН РА, ректор ЕГУ:
    - Да, значительная часть наших студентов действительно не стремится глубоко овладеть будущей профессией, у них нет приоритета знаний. Но процесс образования начинается в школе, а там состояние катастрофическое. Пока мы не приведем в нормальное состояние учебные программы, процесс обучения и моральный климат школы, говорить о повышении уровня подготовки в вузе бессмысленно. Что может сделать даже очень хороший вуз, если его студенты имеют крайне низкий уровень общего развития, если у них нет привычки систематически и добросовестно выполнять учебные программы, если знания в их представлениях не имеют цены? В лучшем случае мы имеем дело со студентами, хорошо натасканными частными репетиторами в течение последнего года школьного обучения. А за этот срок невозможно компенсировать все пробелы обучения, накопившиеся в течение 10 лет. Самое трудное - изменить состояние общества, порочную систему ценностей, которая сформировалась за последние 15 лет. У нас платят за то, чтобы не учиться! Нигде в мире такого нет! И этот подход характерен не только для преобладающего числа студентов, но и родителей! Если бы мы не опустили планку требований к студентам, система образования просто развалилась бы.
    Другая тяжелейшая проблема - финансирование системы образования. На те деньги, которые выделяются государством, невозможно содержать вузы и обеспечить приемлемый уровень обучения. Даже средние европейские вузы имеют бюджет, в десятки раз превышающий наш. Да, в стране сложная социально-экономическая ситуация. Но зачем в маленькой Армении давали лицензии более 80 вузам?! Ведь можно было вполне ограничиться 10-ю. Нигде в мире рынок не развивается стихийно, а образовательный рынок - тем более. Говорят, что Госуниверситет - наша гордость, национальное достояние. Так сделайте нормальный университет, создайте условия, при которых он сможет давать полноценные знания!
    Бюджет Оксфордского университета - 3,5 млрд фунтов стерлингов, Гарвардского - 28 млрд долл., ЕГУ - 17 млн долл. При таких скудных средствах мы не можем ни нормально оборудовать лаборатории, ни обеспечить высокий уровень преподавания. Наш доцент получает 100 тыс. драмов. Трудно рассчитывать, что человек, получающий мизерную зарплату, будет добросовестно работать, постоянно повышать свой профессиональный уровень и знакомить студентов с последними достижениями в своей области. Работать на энтузиазме в лучшем случае можно какое-то время, а потом человек начинает решать свои вопросы и во многих случаях уезжает. Государство должно понять, что в подготовку кадров надо вкладывать серьезные суммы. Это - задача стратегической важности.
    Сегодня студенческая среда предельно поляризована. Наши студенты или очень хорошие, или очень слабые. Средних нет. Недавно я был в Китае, там нет плохих студентов. Они или хорошие, или очень хорошие. Там очень сложно поступить в вуз, и плохих студентов сразу же отчисляют. Когда я говорил в Китае о наших проблемах, меня просто не понимали. Наш министр обвиняет вузы в либерализме, говорит, что плохих надо исключать. Хорошо, я исключу 300 студентов, и это будет справедливо. Но вы посчитайте, сколько денег потеряет университет, который и так еле-еле сводит концы с концами. Если мы оставим только хороших, вузы закроются. Поэтому приходится терпеть всех. А ведь уровень большинства ужасающий. Неграмотность дикая. Я уже не говорю об общем развитии. Мы провели с первокурсниками диктант по армянскому языку. Минимальное число ошибок - 26! Большинство не знает даже родного языка, не говоря о других. Сформировалось бескультурное и безграмотное поколение, которое хочет иметь деньги, не работая и ничего не зная. Это - трагедия. Разумеется, у нас есть и прекрасные, образованные, культурные студенты. Но их очень мало. А в обществе, где все решают деньги и связи, они нередко остаются за бортом. И частные предприниматели зачастую предпочитают своих родственников хорошим специалистам. В этих условиях страна развиваться не будет. Поэтому одаренные, хорошо подготовленные уезжают. Общество хотя многим недовольно, но само активно способствует негативной селекции.
    Государство должно определиться, какие специалисты нужны, и иметь приоритетные программы по этим направлениям, а их нет ни в науке, ни в системе образования. Необходимо также усовершенствовать правовую базу образования.
    Однако надо признать, что проблема дефицита квалифицированных кадров характерна не только для Армении. Дефицит квалифицированных специалистов ощущается в США, России, Европе, Китае... В выигрыше окажутся те страны, которые сумеют хорошо организовать миграционные процессы и создадут у себя такую юридическую базу, которая позволит квалифицированным специалистам мигрировать в эти страны. В XXI веке эти государства займут ведущие позиции в мире.
    Арутюн МЕСРОБЯН, эксперт по управлению:
    - Качество образования определяет три важных фактора - государство в лице властных структур, общество и собственно система образования. Общество дает социальный бизнес-заказ, государство дает госзаказ системе образования. Здесь допущено несколько концептуальных ошибок. У государства нет плана стратегического развития, и мы не знаем, какие кадры будут востребованы. Если, например, государство решит, что нам не нужен "Наирит", не нужны химические заводы, значит, надо закрывать химфак Инженерного университета. Если государство решит, что Армения должна стать туристической, развлекательной страной, то нам вообще не нужен ЕГУ, достаточно открыть один-два филиала зарубежных туристических вузов и несколько ПТУ, где будут готовить официантов, барменов, прочий обслуживающий персонал, а также работников казино. Туристической стране не нужны физики, биологи, химики. Но мы еще не утратили интеллектуальных амбиций. Наши вузы готовят огромное число специалистов разных профилей, но государство четко не определяет стоящих перед ними задач и сфер применения.
    Теперь о состоянии общества. В последние годы у нас культивируется мнение, что деньги надо зарабатывать легко, неограниченно потреблять, не прилагая усилий, а этот подход не предполагает серьезного овладения будущей профессией. Отсюда и отношение к учебе. Большинство родителей платят вузам деньги не за знания, а за диплом как средство устроиться на доходное место. Государство пока не имеет четких соображений, как использовать выпускников вузов, а многие родители, как и сами студенты, знают, чего хотят, но во всех случаях получение знаний не является приоритетной задачей. Поэтому, если сегодня любому вузу выделить 25 млрд евро, уровень образования принципиально не повысится. От бизнеса тоже нет заявок на специалистов. Я могу перечислить десяток крупных фирм, которые не ставят задачи обновления кадров.
    Эдуард КАРСЛЯН, доктор технических наук:
    - Наш импорт - это $3 млрд 579 млн, экспорт - 1 млрд. А что такое экспорт? Это производство, которое требует инженеров. Если нет экспорта - нет производства и нет нужды в инженерах. Общество по этому вопросу может иметь два убеждения: первое: чтобы хорошо жить, надо иметь знания, быть квалифицированным специалистом. Второе: чтобы хорошо жить, не обязательно иметь знания.
    В этом году ЕГУ проводил прием на специальность "кадастр и картография". Конкурс был огромный. Разумеется, не потому, что молодежь мечтает работать в кадастре. Это - возможность иметь, мягко говоря, дополнительные доходы. Конечно, было бы хорошо сократить число вузов и сосредоточить все ресурсы в ведущих университетах. Но, если устранить конкуренцию, это лишит вузы стимула к повышению уровня.
    А.СИМОНЯН:
    - А вы знаете, сколько университетов во всей Европе? Чуть больше 4000. А в маленькой Армении порядка 100!
    Э.КАРСЛЯН:
    - Если мы сегодня закроем половину вузов, проблема подготовки кадров не потеряет актуальности.
    А.МЕСРОБЯН:
    - Пока общество не осознает, что знания необходимы, ситуация не изменится. Общество прекрасно знает, кто и как назначается на ключевые должности, и одного этого достаточно, чтобы не считать получение знаний приоритетной задачей.
    Э.КАРСЛЯН:
    - Один из важнейших стимулов к добросовестной учебе сегодня то, что хотя бы часть наших студентов понимает: их знания будут цениться на Западе.
    А.СИМОНЯН:
    - 30-40% нашего студенчества надеется после окончания вуза уехать из Армении, 80% мечтают сразу хорошо жить, независимо от уровня профессиональной подготовки.
    Михаил АБОВЯН, директор Института материаловедения:
    - Понятно, что без нормального финансирования не может быть нормального вуза, но ведь то же самое можно сказать о любой другой сфере, например, о науке. Предположим, на образование выделили необходимые средства, предположим, подготовили хороших специалистов. А где они будут работать? Так можно только увеличить процент уезжающих. Проблему подготовки квалифицированных кадров надо решать комплексно. Если абитуриент будет знать, что, став химиком, он обеспечит себе достойную жизнь, он пойдет на химфак и будет серьезно учиться. А сегодня идут на определенные специальности, зная, что, если даже не станешь хорошим специалистом, деньги будут. Пока не заработает производство, где будут требоваться и хорошо оплачиваться специалисты, заставить нормально функционировать систему образования невозможно.
    Самвел АРУТЮНЯН, доктор физико-математических наук, председатель Государственного комитета по науке:
    - Магистерские и аспирантские программы должны составляться по заказам предприятий. Если это условие будет выполнено, вузы смогут готовить квалифицированные кадры. Но заказов нет.
    А.СИМОНЯН:
    - Страна должна найти свое место в мире. Тогда будет ясно, какие кадры надо готовить, и эти специалисты найдут применение. Здесь говорилось о "Наирите". Но ведь это завод для такой гигантской страны, какой был СССР. Около Пекина 4 огромных каучуковых завода. Рабочие получают $100, и вся продукция идет на Запад. Вы думаете, мы можем стать конкурентами этим китайским заводам?
    Я не могу профессионально говорить о производстве, я историк. И хорошо знаю ситуацию в своей области. Мы ежегодно выпускаем 60-70 историков, а специалистов по геноциду нет. На них нет ни социального, ни государственного заказа. У нас не определены сферы приоритетных исследований. А мы не так богаты, чтобы готовить специалистов всех профилей и развивать все отрасли, которые существуют в мире. И еще. Вот мы говорим, что Армения должна стать региональным научно-образовательным центром. А кто анализировал наши образовательные ресурсы? Надо хотя бы знать свои возможности. Тот же Бакинский университет имеет бюджет раз в десять больше нашего и ежегодно принимает 5000 иранских студентов, которых берет на полное обеспечение, обучает бесплатно, и за годы учебы их делают азербайджанцами. А нам говорят: вот иранцы идут к вам учиться, возьмите с них плату. Но ведь это очень серьезные политические вопросы. Наш единственный на сегодняшний день пока еще надежный сосед - Иран испытывает все большее воздействие со стороны антиармянских сил, а мы, похоже, просто не понимаем, что происходит. И последнее. Сегодня в ЕГУ 62 специальности. Не стоит стремиться объять необъятное. Лучше готовить меньше специалистов, но хорошего качества.
    А.МЕСРОБЯН:
    - Хотя на первый взгляд это не имеет прямого отношения к обсуждаемой теме, я бы хотел вернуться к вопросу "Наирита". Когда несколько лет назад мы с Тиграном Саркисяном - тогда председателем Центробанка - пытались запустить этот завод, он сказал одну фразу, которая мне запомнилась: Армения с "Наиритом" - это одно государство, а без "Наирита" - другое. Не важно, наша страна маленькая или большая, у нас есть прекрасные традиции в химической промышленности. Есть семьи, где уже третье поколение работает на "Наирите". Перезапуск таких предприятий очень сложное и опасное дело. Обычно западные специалисты боятся перезапускать каучуковые гиганты. Были очень серьезные аварии в Иркутске и Чехословакии. Специалистов Дюпона всегда удивлял профессиональный уровень армянских химиков. За последние 15 лет "Наирит" перезапускали 10 раз, и без единой проблемы. У нас высококлассные специалисты в этой области, еще есть школа по химической промышленности. И это может послужить толчком к развитию образования в этой области. Если будет адекватная государственная позиция в этом вопросе, мы придем к госзаказу и от бизнес-структур, и от таких гигантов, как "Наирит". Если мы хотим найти свою нишу в мировой экономике, надо основываться на тех отраслях, которые состоялись, где есть традиции, школа, кадры. Но беда "Наирита" в том, что молодые специалисты там составляют не более 10%. Однако надо не только хорошо учить в школе и вузе, молодой специалист должен прийти в такой коллектив, где есть традиции и высокий профессиональный уровень, только в этом случае он станет профессионалом высокого класса. Не важно, маленькая страна или большая, если она имеет атомную энергетику и передовую химическую промышленность, именно это определяет ее статус. Да, сегодня в силу ряда причин закрываются химические производства и в США, и в Европе, но "Наирит" - единственное предприятие, которое может производить каучук - и ацетиленовый, и хлоропреновый. "Наирит" имеет огромные перспективы. Это одно из пяти самых крупных химических производств мира. Это мы обучали китайских и чешских специалистов. А наличие предприятия высокого профессионального уровня, с мировым именем - очень серьезный фактор, влияющий на подготовку специалистов.
    А.СИМОНЯН:
    - Вы думаете, "Наирит" конкурентоспособен на мировом рынке? У нас ведь даже железной дороги нет!
    А.МЕСРОБЯН:
    - "Наирит" конкурентоспособен. А когда продукция востребована, ее перевозка становится не только нашей проблемой. Сейчас Россия начинает восстанавливать свой ВПК. А без заводов класса "Наирит" это в принципе невозможно. "Наирит" выпускает и множество различных компонентов для других отраслей промышленности. Это возможность перейти из статуса регионального объекта в субъект, стать государством, в котором заинтересованы. Но если мы будем делать ставку только на туризм, то лишимся стимула к созданию эффективной системы образования, а Армения никогда не станет страной, с которой надо считаться. Если даже Армения войдет в список туристических стран, это не повлияет на ее статус. А терять "Наирит" и химическую промышленность в целом, потому что мы "маленькая страна", просто безумие. Именно потому, что мы маленькая страна, расположенная в очень сложном регионе и окруженная, мягко говоря, не слишком доброжелательными соседями, нам следует использовать все возможности для повышения своего статуса и создания надежных основ экономики.
    А.АБОВЯН:
    -"Наирит" потянет за собой множество предприятий, которые заработают благодаря ему, даже на его отходах. Но если даже государство решит вложить деньги в какой-то отдельно взятый сегмент экономики, это ничего не даст. Нужно определиться с приоритетами и реально эти направления развивать, тогда решатся и вопросы образования, и науки. Когда студент будет знать, что он может получить хорошее образование, а потом получить хорошо оплачиваемую работу, ситуация переломится. Если работает "Наирит", то, несомненно, нужны институты неорганической химии, органической химии, химической физики. И всем им - и "Наириту", и академическим институтам химических профилей - нужны хорошие кадры химиков. Но механизмы, связывающие науку и производство с системой образования, не отработаны, заказов на специалистов нет.
    А.СИМОНЯН:
    - Я уже год изучаю вопрос исследовательских университетов. В Стенфордском университете действуют определенные условия, которые в ближайшие годы нам недоступны. Это не только наличие развитой промышленности. Магистрантов, аспирантов и докторантов должно быть больше, чем студентов бакалавриата, 25-30% сотрудников университета должны составлять люди, занимающие только наукой, лаборатории должны быть хорошо оснащены, нужно обеспечить определенный уровень внедрения научно-исследовательских результатов. Достижение уровня исследовательского университета очень тяжелый процесс. А это во многом определит уровень обучения.
    М.АБОВЯН:
    - Если ориентироваться на Калифорнийский университет или Стенфорд, то нам это в обозримом будущем вряд ли доступно. Но это не значит, что надо сидеть сложа руки.
    Теперь о нашей нише. Наш Институт материаловедения производит новейшие материалы для электронной техники, в которых заинтересованы Тайвань, Южная Корея, Финляндия и др. Армения оказалась в ряду постиндустриальных стран не потому, что мы такие умные, а в силу обстоятельств. Развивать здесь круптоннажное производство нет смысла из-за проблем с дорогами и т.д. Значит, ничего другого не остается, как развивать науку и наукоемкое производство. Я могу сразу же назвать 5-6 перспективных направлений, которым нужны специалисты по стеклу, специалисты в области органической химии и т.д. Их должны готовить наши вузы.
    А.СИМОНЯН:
    - Понятно, что наша ниша - наукоемкие производства. Но кто нам давал такой заказ?
    Э.КАРСЛЯН:
    - Вот вы говорите - наукоемкое производство. Но, чтобы иметь современные технологии, нужны суперпреподаватели, супероборудование, деньги... А у нас всего этого нет.
    М.АБОВЯН:
    - Очень важно, чтобы заказ хотя бы на магистратуру формировали министерства.
    А.СИМОНЯН:
    - Но этим должны заниматься профессионалы, а их в министерствах практически нет. И Закон о госслужащих не решает эту проблему. ЕГУ имеет монопольное право на подготовку среднего звена госчиновников. Но за каждый час работы с этим контингентом нашим преподавателям государство платит 1000 драмов. Неужели за эти деньги хороший преподаватель станет учить чиновников? Я говорю: дайте нормальные деньги, чтобы пошел преподавать профессор, а не ассистент, а мне отвечают, что денег нет. Если государство хочет иметь хорошие кадры в бюрократических структурах, оно должно за это платить.
    А.МЕСРОБЯН:
    - А государство хочет иметь хороших чиновников? Вот г-н Симонян сказал, что нужно менять законодательную базу, связанную с системой образования. Но ведь это проблем не решит. Приняли Закон о госслужащих - разве у нас появились компетентные чиновники? Нет. У нас есть законодательство по рынку ценных бумаг, а этого рынка нет. Потребности общества и законы совершенно не коррелируются друг с другом.
    Э.КАРСЛЯН:
    - Вот поэтому у нас идет отток элиты. Хорошие студенты изначально нацелены на отъезд из Армении.
    А.СИМОНЯН:
    - Нужно организовать элитарное образование.
    А.ТЕРЗЯН:
    - А магистратуру и аспирантуру вы не считаете элитарным образованием?
    М.АБОВЯН:
    - В США 120 тыс. школ, из которых 110 тыс. абсолютно слабые и 10 тыс. нормальные, и есть несколько десятков элитарных школ, где действительно дают прекрасное образование. Вы хотите, чтобы у нас вся система образования была элитарной? Начинать решать проблему образования надо не с обучения, а с воспитания, формирования здорового мировоззрения и адекватной системы ценностей. А если молодой человек изначально настроен на то, чтобы просто получить диплом, а потом брать взятки на государственной должности, то отсутствие знаний в первую очередь - проблема воспитания, а не образования.
    А.МЕСРОБЯН:
    - Нам рано говорить о системе образования. До этого надо пройти 4 важных этапа. Первый: властные структуры должны представить четкое видение государства и приоритетные направления на 10-15 лет вперед. Второе: на основании плана развития определяется структура госзаказа на 5-10-15 лет, надо знать, сколько, каких специалистов и к какому времени нам нужно иметь для выполнения конкретных задач. На этом основании должен формироваться социальный и бизнес-заказы. А когда оформится рынок потребностей, пойдет процесс реорганизации вузов. Только после этого можно будет реформировать всю систему образования. А если не проходить все необходимые этапы, любые преобразования будут осуществляться методом тыка.
    Э.КАРСЛЯН:
    - А с чего все взяли, что люди, которые будут разрабатывать стратегию развития, сделают это правильно? Ведь этим займутся госчиновники, уровень которых известен. Надо чтобы разработкой стратегии занималась элита.
    С.АРУТЮНЯН:
    - Обязательно нужно определиться с приоритетами и стратегией развития. Что касается "Наирита" и химической промышленности в целом, то их надо обязательно сохранить. Это большие возможности для развития многих областей, в том числе сельского хозяйства, фармацевтического производства и т.д. Другое перспективное направление - микроэлектроника. И эту традицию нужно продолжить. Хватит повторять, что мы маленькая страна, и объяснять этим все свои беды. Швейцария тоже маленькая страна, а это один из крупнейших научных центров. Израиль тоже маленькая страна, но имеет свои бренды. В 1992г. там был открыт Вейсманский центр, который стал крупнейшим в мире в области фармацевтики и структурной биологии. У нас еще есть кадры для создания научных центров мирового значения. Но нужна государственная воля для эффективного использования имеющихся ресурсов. 150 млн долл. - сумма достаточная, чтобы хотя бы основать такой центр и начать работать. Вейсманский центр стал давать продукцию через 5-6 лет. Пора начинать что-то делать в Армении. Эти инициативы будут служить повышению уровня подготовки специалистов. Но нельзя писать учебные программы на 10 лет вперед и по ним обучать студентов. Программы должны постоянно меняться и включать в себя последние научные и технологические достижения, новые тенденции. В первую очередь это касается магистратуры и аспирантуры. У нас и сегодня есть прекрасные студенты. Да, их немного, но вузы должны давать им максимум возможного. И действительно, нужно создать хотя бы один элитарный вуз, в котором будут действовать строгие правила, где не будут постоянно думать о том, что, отчислив плохого студента, университет потеряет деньги.
    А.МЕСРОБЯН:
    - Государство уже взяло на Западе более миллиарда долларов. Большая часть этих средств ушла на какие-то неопределенные цели, например, на структурные преобразования. Какие-то ведомства делят, что-то объединяют, принимают законы... Где эффект от этих денег? В этих затратах понятия "наука" и "образование" вообще не фигурируют.
    А.МЕСРОБЯН:
    - Проблема нашего государства не в отсутствии денег. Нужно переадресовать денежные потоки в стратегически важные сферы.
    Э.КАРСЛЯН:
    - А знаете, как задушили высокие технологии? Просто снизили курс доллара по отношению к драму. Сейчас наш драм на 30-40% дороже своей цены. Поэтому многие фирмы стали сворачивать свою деятельность. Здесь практически невозможно иметь рентабельное производство. А это не может не отражаться на уровне подготовки специалистов. Человек, который приходит учиться, должен знать, что у него есть реальные перспективы.
    М.АБОВЯН:
    - СМИ должны пропагандировать интеллектуальные виды деятельности, повышать их престиж в обществе, а у нас внедряются совершенно иные ориентиры и ценности. Ребенок с детства должен понимать, что знания, образованность достойны уважения.
    Э.КАРСЛЯН:
    - Думаю, важно создать совместные программы, например, ЕГУ и Инженерного университета по 2-3 специальностям. Надо иметь основания сказать родителям: мы дадим вашим детям хорошее образование, которое гарантирует им высокую зарплату и здесь, и за рубежом.
    А.СИМОНЯН:
    - Важно вернуть людям желание добросовестно учиться, работать, творить. Эта деятельность должна быть престижной и адекватно оплачиваемой. Если труд ученого или специалиста высокой квалификации низко оплачивается, молодежь не будет стремиться овладевать знаниями.
    М.АБОВЯН:
    - Разумеется, труд ученого и высококвалифицированного специалиста в Армении оплачивается неадекватно, но, кроме того, у нас сложилась традиция постоянно плакаться. Я не знаю ни одного серьезного ученого, который бы бедствовал. Если не за счет зарплаты, то за счет международных грантов, договоров, периодической работы за рубежом эти люди совсем неплохо зарабатывают. Но когда у этого же ученого СМИ берут интервью, он обязательно начинает утверждать, что живет за чертой бедности. Иной раз создается впечатление, что имидж нищего, униженного ученого формируется сознательно.
    А.СИМОНЯН:
    - Если вузам будет предоставлена определенная степень свободы, мы начнем зарабатывать деньги.
    С.АРУТЮНЯН:
    - Когда говорят, что в академических институтах средняя зарплата 30-35 тыс., это неправда. В Армении 7,5 тыс. ученых, а средняя зарплата 55 тыс. драмов плюс гранты, тематическое финансирование. В среднем в месяц выходит 100 тыс. драмов. Это не много. Но это не тот уровень бедности, о котором принято говорить. И что еще необходимо понять - государство должно платить не ученым, а финансировать науку, научные программы, получение результатов. Бюджет науки не должен рассматриваться как социальный фонд.
    А.СИМОНЯН:
    - В каждом вузе есть прослойка людей, которые только требуют зарплату. Отдача от них минимальная, а самооценка неадекватно высокая. Мало кто задается вопросом - а что я могу дать науке, образованию, обществу? Мы утратили здоровую систему ценностей, и процесс деградации общества - как нравственной, так и интеллектуальной - пошел очень быстро. Если мы не вернемся к нормальному состоянию, нас ждут мрачные перспективы.
    А.МЕСРОБЯН:
    - Все эти проблемы носят системный характер. Мы видим массу пороков и недостатков. Кто виноват? Те, кто у руля. Вся атмосфера, которая царит в обществе, ценности, укоренившиеся в сознании людей за последние годы, задаются сверху. Среднестатистический армянин включает Первый канал. Что он видит? "Две звезды", сомнительного качества юмор, лото, сериалы. А ведь это голос государства. Это то, как мы себя позиционируем как нация. Кто-нибудь пытается позитивно повлиять на общественное сознание, внедрять адекватные ценности? Все, что мы видим вокруг, телепередачи, общее состояние нашего общества не могут служить стимулом к овладению знаниями, профессиональному росту. Принципы негативного отбора настолько укоренились, что любому ясно - не знания, не шкала нравственных ценностей, не патриотизм и готовность к служению своей стране и народу определяют уровень жизни и высокий общественный статус. Блага распределяются по глубоко безнравственным принципам. И пока мы не решим эту проблему, все усилия по устранению пороков в отдельных сферах будут напрасными.
    А.СИМОНЯН:
    - В Армению ежегодно поступает $7 млн по грантам. Эти деньги получают порядка 1000 ученых. Плюс зарплата - это приличная сумма. В Европе 30-40% финансирования науки обеспечивает государство, остальное дает производство.
    М.АБОВЯН:
    - И опять-таки... Там государство дает деньги не ученым, а на науку, за конкретные результаты.
    С.АРУТЮНЯН:
    - Нужно зарабатывать деньги на коммерциализации знаний, обучать не только своих, но и зарубежных студентов. В Рижском университете 14 тыс. студентов, из них 7 тыс. - зарубежных, и от каждого они получают по 7000 евро, т.е. в общей сложности 50 млн евро. Но надо решать вопросы уровня преподавания и сервиса, создавать консорциум университетов и сообща решать эти вопросы.
    А.МЕСРОБЯН:- Повторю снова: нужно знать, какое государство мы строим, какие области приоритетные. Без этого нельзя ни нормально развиваться, ни рассчитывать на прорыв. Прорыв требует серьезных вложений, но если есть традиции, есть основа - а именно эти области должны стать приоритетами, - затраты сильно снижаются.
    Причинить самую страшную боль человеку может лишь тот, кто подарил ему больше всего счастья!

  2. The Following 2 Users Say Thank You to Eva_R For This Useful Post:

    AntAntA (20.11.2009), The Joker (04.08.2009)

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •