Страница 2 из 11 ПерваяПервая 1234 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 11 по 20 из 103

Тема: Дохристианская Армения, какая ты была?

  1. #11
    Счастье Аватар для FELICE
    Регистрация
    14.04.2007
    Адрес
    Ереван
    Сообщений
    11,455
    Thanks
    11,468
    Thanked 14,075 Times in 6,541 Posts
    Музыка
    403
    Uploads
    39
    Гишерамайрер — в переводе «Матери ночи». В армянской мифологии: персонификация ночной тьмы, злые ведьмы, со дня создания мира со змеями в руках преследующие Солнце. Вечером Гишерамайрер поднимаются из-под гор вверх на землю, чтобы поймать Солнце, но оно уже заходит. Тогда они все начинают дуть, и мир покрывается тьмой.

    Гишерамайрер группами ищут Солнце в лесу, в горах, в деревнях. Не найдя его, через разрушенные мельницы и высохшие родники они спускаются под землю и продолжают поиски там. Едва они спускаются вниз, как на востоке поднимается Солнце. Если бы Гишерамайрер удалось увидеть Солнце, погибли бы все люди, а земля покрылась бы змеями (тьмой).
    В роднике твоих глаз
    и виселица, и висельник, и веревка(с)

  2. The Following User Says Thank You to FELICE For This Useful Post:

    Сын Ярости (06.07.2009)

  3. #12
    Счастье Аватар для FELICE
    Регистрация
    14.04.2007
    Адрес
    Ереван
    Сообщений
    11,455
    Thanks
    11,468
    Thanked 14,075 Times in 6,541 Posts
    Музыка
    403
    Uploads
    39
    Лусин (в переводе «Луна&#187 — в армянской мифологии: антропоморфная персонификация Луны. Согласно мифу, однажды юноша Лусин попросил у матери, державшей в руках тесто, булочку. Рассерженная мать дала пощёчину Лусин, от которой он взлетел на небо. До сих пор на его лице видны следы теста.

    По народным поверьям, фазы Луны связаны с циклами жизни царя Лусин: новолуние — с его юностью, полнолуние — со зрелостью; когда Луна убывает и появляется полумесяц, наступает старость Лусин, который затем уходит в рай (умирает). Из рая он возвращается возрождённым (мифологема умирающего и воскресающего бога).

    Во многих мифах Лусин и Арэв (персонификация Солнца) выступают как брат и сестра. Культ Луны у армян был широко распространён. Новолунию приписывалось магическое действие, как плодотворное (способность исцелить от ряда болезней и др.), так и вредное (дурное влияние на новорождённых); к нему приурочивались культовые церемонии и моления. Солнцу и Луне были поставлены многие храмы, главный из который находился в Армавире (столица и религиозный центр древнеармянского государства).
    В роднике твоих глаз
    и виселица, и висельник, и веревка(с)

  4. The Following 3 Users Say Thank You to FELICE For This Useful Post:

    nia (17.12.2008), Русалка (17.12.2008), Сын Ярости (06.07.2009)

  5. #13
    Счастье Аватар для FELICE
    Регистрация
    14.04.2007
    Адрес
    Ереван
    Сообщений
    11,455
    Thanks
    11,468
    Thanked 14,075 Times in 6,541 Posts
    Музыка
    403
    Uploads
    39
    Жук у Жаманак (в переводе «время&#187 — в армянской мифологии персонификация времени. Жук у Жаманак — седоволосый старик, сидит на вершине высокой горы (на небе).

    Как распорядитель времени, держит в руках два клубка — белый и чёрный. Он спускает по одной стороне горы один клубок, при этом его разматывая, второй клубок он сматывает, поднимая его по другой стороне горы. Когда белый клубок (символизирующий день, дневное небо), разматываясь, доходит до низу, — светлеет и восходит Солнце. Когда Жук у Жаманак сматывает белый клубок, а чёрный (символ ночи, ночного неба), разматывая, спускает вниз, — темнеет и заходит Солнце.
    В роднике твоих глаз
    и виселица, и висельник, и веревка(с)

  6. The Following 4 Users Say Thank You to FELICE For This Useful Post:

    Kianke Karamel (28.04.2009), nia (17.12.2008), Русалка (17.12.2008), Сын Ярости (06.07.2009)

  7. #14
    Счастье Аватар для FELICE
    Регистрация
    14.04.2007
    Адрес
    Ереван
    Сообщений
    11,455
    Thanks
    11,468
    Thanked 14,075 Times in 6,541 Posts
    Музыка
    403
    Uploads
    39
    Храм Гарни и дворцовый комплекс Гарни относятся тоже к дохристианскому периоду в истории Армении.

    Стоит искать статью?...
    В роднике твоих глаз
    и виселица, и висельник, и веревка(с)

  8. The Following User Says Thank You to FELICE For This Useful Post:

    Сын Ярости (06.07.2009)

  9. #15
    արևիկ Аватар для Русалка
    Регистрация
    16.10.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    29,743
    Thanks
    26,901
    Thanked 23,088 Times in 13,220 Posts
    Записей в дневнике
    6
    Музыка
    164
    Uploads
    1
    Ой, так интересно, Оксанк!!!!
    Ну, про Гарни я знаю только общую информацию...интересно было бы! Пусть тут будет!
    - И все-таки, есть жизнь после смерти, или нет? - упорствовал один из учеников.
    - Есть ли жизнь до смерти - вот в чем вопрос, - отвечал мудрец.


  10. #16
    Счастье Аватар для FELICE
    Регистрация
    14.04.2007
    Адрес
    Ереван
    Сообщений
    11,455
    Thanks
    11,468
    Thanked 14,075 Times in 6,541 Posts
    Музыка
    403
    Uploads
    39
    Мифология - это очень интересно.
    Но интереснее история. Что за династии правили в Армении до принятия христианства.
    Становление государственности.

    Можно поискать материал и выложить тут.
    В роднике твоих глаз
    и виселица, и висельник, и веревка(с)

  11. #17
    Счастье Аватар для FELICE
    Регистрация
    14.04.2007
    Адрес
    Ереван
    Сообщений
    11,455
    Thanks
    11,468
    Thanked 14,075 Times in 6,541 Posts
    Музыка
    403
    Uploads
    39
    Только что вручную перепечатала с книги Д. Лэнг. Армяне. Народ-созидатель очень интересную инфу по теме.
    Выкладываю...
    В роднике твоих глаз
    и виселица, и висельник, и веревка(с)

  12. The Following 2 Users Say Thank You to FELICE For This Useful Post:

    Арфи (30.04.2009), Русалка (18.12.2008)

  13. #18
    Счастье Аватар для FELICE
    Регистрация
    14.04.2007
    Адрес
    Ереван
    Сообщений
    11,455
    Thanks
    11,468
    Thanked 14,075 Times in 6,541 Posts
    Музыка
    403
    Uploads
    39
    Система армянского язычества. Пантеон языческих богов.

    В пору правления династий Ервантидов и ранних Арташесидов стала формироваться сложная система армянского язычества.

    Кроме прославленных храмов Солнца и Луны в Армавире, армяне возвели и содержали целый ряд святилищ и алтарей в священном лесу под Артишатом в провинции Тарон, неподалеку от Муша.

    Там было расположено несколько великолепных храмов, самый известный из которых посвящен богине Анахит (Анаит).
    Большая золотая статуя этой богини – покровительницы Армении возвышалась в огромном зале. Когда римские армии Марка Антония огнем и мечом прошлись по Армении, первый солдат, коснувшийся святотатственной рукой статуи богини, ослеп на месте.
    Анаит была дочерью Арамазда, могущественного Ахурамазды, бога персов, соответствующего в умах древних армян греческому Зевсу-Олимпийцу. Из Армении культ Ахурамазды проник на север в Грузию, где дал имя царскому городу и акрополю Армази, неподалеку от Тбилиси.
    Согласно Страбону, в святилищах Анаит матери Армении, практиковалась храмовая проституция, явно в подражание Вавилонскому и Сирийскому обычаю.

    Богиня Астхик, сестра Анаит, с одной стороны, соответствовала ассирийской богине Иштар, с другой – богине Венере.
    Возлюбленным Астхик был Ваган, бог войны и победы. Известный под именем Веретрагна в иранском пантеоне. Почитаемый в образе Геркулеса, победителя драконов, Ваган отождествлялся с греческим богом войны Аресом, сыном Зевса и Геры.

    Другим важным богом армян был Тир, который считался богом оракулов или снов и стал покровителем искусства и письма. Позднее его отождествили с Аполлоном и Гермесом греческого пантеона.

    Пантеон древней Армении был международным, синкретическим.
    Местных богов почитали наряду с привнесенными из греческой мифологии и персидских верований вкупе с древними культами, пережившими падение Урарту.

    Часто одновременно существовало две или три ипостаси одного и того же божества: ярким примером служит Арамазд – Ахурамазда – Зевс.

    Древние армяне придавали большое значение всяческим оракулам, предзнаменованиям и божественным откровениям.
    Мовсес Хоренаци (История Армении 1, 12) сообщает, что Ара, правнук Арамы, «был усыновленный мальчик из рода Анушавана, посвященный культу дерева платана, одаренный и умный, благородный в речах и поступках. Этот ребенок предназначен был служить культу деревьев-платанов Араманеака, сосредоточенному в Армавире. По шелесту листьев или колыханию их под ветром, слабым или буйным, по направлению их наклона и движению в краю потомков Айка долгие годы узнавали божественные прорицания».
    Это явление имеет очевидное сходство с почитаемым оракулом Додоны в Эпире, одном из самых древних эллинских святилищ. Храм Додоны был посвящен Зевсу. Там гадание заключалось в прислушивании к шелесту листвы старого дуба.

    Весьма любопытна обнаруженная в Армавире греческая надпись с упоминанием «пинакиона», «черепка», глиняной или керамической таблички, на которой заранее пишут вопросы оракулу. Это слово существует и в армянском языке в форме «пнак», что означает «блюдо» или «блюдце».

    Среди наиболее употребительных культов древних армян следует отметить поклонение Митре, которого отождествляли и с Солнцем (Гелиосом), и с Аполлоном, и с Гермесом. Митру первоначально представляли как некоего ангела, олицетворяющего силу Света и сражающегося на стороне Арамазда. Эту воинственность он сохранил навсегда.
    Культ Митры через Киликию дошел до Рима и распространился во все концы Римской империи. В музеях Европа имеются множество типичных барельефов с изображением бога Митры в виде юноши в конической шапочке и развевающемся одеянии.
    Имя Мгер, производное от Митры, мы встречаем позднее в национальном армянском эпосе «Давид Сасунский».

    Для совершения жертвоприношений богам и богиням армянского пантеона содержались особые стада и стаи птиц.

    Несколько дошедших до нас идолов свидетельствуют, что язычество в Армении было близко к эллинскому типу.
    Первые армянские христиане воспринимали библейский запрет на изображения бога очень серьезно и расплавили большинство прекрасных статуй, оставшихся от классической стадии армянской культуры. Тем больший интерес вызывает единственная оставшаяся голова Афродиты-Анаит, которая более ста лет хранится в греко-римском отделении Британского музея.

    Многие армянские праздники берут свое начало в дохристианскую эпоху. В такие празднества как Навасарт, поклоняются Анаит, приветствуя ее песнями, танцами, цветами и красивыми листьями.
    Летом шествиями и танцами в часть Астхик и Анаит отмечают Вардавар, «цветение роз». Яркое описание этого праздника представлено в романе Раффи «Самвел».

    Языческих капищ в Армении было великое множество. Как в городах, так и в сельской местности. Были даже города-храмы, такие как Артишат и Багаван.

    Жрецы были наследственной и хорошо организованной кастой. Верховный жрец часто принадлежал к царскому роду и осуществлял политическую власть, как знаток и хранитель древней мудрости и пророчеств.
    До нас дошли свидетельства о двух семействах, Вахуни и Спандуни, поставлявших «кадры» для большинства армянских языческих святилищ.

    В капищах, посвященных популярным богиням Астхик и Анаит, служили не только жрецы, но и жрицы.
    В роднике твоих глаз
    и виселица, и висельник, и веревка(с)

  14. The Following 2 Users Say Thank You to FELICE For This Useful Post:

    Русалка (18.12.2008), Сын Ярости (06.07.2009)

  15. #19
    Счастье Аватар для FELICE
    Регистрация
    14.04.2007
    Адрес
    Ереван
    Сообщений
    11,455
    Thanks
    11,468
    Thanked 14,075 Times in 6,541 Posts
    Музыка
    403
    Uploads
    39
    Суеверия языческой Армении

    В языческом прошлом Армении лежат корни распространенных суеверий и типичной для нее демонологии, а также культов, связанных с ведовством.

    Дэвы, или демонические духи из Авесты вызывали страх. Они обитали в руинах и скалах, появлялись в облике змей и других чудовищ. А некоторые были бестелесны.

    Среди древних языческих суеверий следует упомянуть и боязнь дурного глаза. Так, например, Мовсес Хоренаци отмечает, что царь Ерванд обладал могущественным дурным глазом и взглядом умел дробить камни. По общему убеждению, люди, на которых упал дурной глаз, заболевали и умирали без видимой причины. Это суеверие дожило и до наших дней.

    Древняя армянская литература и мифология содержат неоднократные упоминания о «вишапах». Эти телесные существа – прислужники громадных каменных драконов и рыбоподобных существ, которых воздвигали в урартские и более ранние времена, представляли собой статуи мегалиты, вытесанные из камня.
    В роднике твоих глаз
    и виселица, и висельник, и веревка(с)

  16. The Following 3 Users Say Thank You to FELICE For This Useful Post:

    topor (10.01.2010), Русалка (18.12.2008), Сын Ярости (06.07.2009)

  17. #20
    կյանքի ցեց Аватар для nia
    Регистрация
    21.04.2008
    Адрес
    у самого синего моря
    Сообщений
    7,374
    Thanks
    5,917
    Thanked 5,390 Times in 3,113 Posts
    Записей в дневнике
    17
    Музыка
    134
    Uploads
    4
    Что касается суеверий: а еще в армянских домах не убивали заселившихся там змей, даже наоборот поили молоком. А сброшенную змеиную кожу зашивали тайком в подушку ребенка, от этого у ребенка появлялось желание знать много и учиться хорошо. Как ни странно, оно действует
    Ну и что что ветер в голове, зато мысли всегда свежие

  18. The Following 3 Users Say Thank You to nia For This Useful Post:

    topor (10.01.2010), Русалка (18.12.2008), Сын Ярости (06.07.2009)

Страница 2 из 11 ПерваяПервая 1234 ... ПоследняяПоследняя

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •