Режиссер Alejandro Gonzalez Inarritu (Алехандро Гонзалез Инарриту)
Сценарий Guillermo Arriaga (Гильермо Аррьяга)
В ролях:
Brad Pitt (Брэд Питт),
Cate Blanchett (Кейт Бланшетт),
Gael Garcia Bernal (Гаэль Гарсия Берналь),
Koji Yakusho (Кодзи Якушо),
Elle Fanning (Элль Фаннинг),
Mahima Chaudhry (Махима Чондри),
Shilpa Shetty (Шилпа Шетти),
James Melody (Джеймс Мелоди),
Nathan Gamble (Натан Гэмбл),
Jamie McBride (Джейми МакБрайд),
Lynsey Beauchamp (Линси Бьюшо)
Официальный сайт: paramountvantage.com/babel
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 142 мин.
Год выпуска: 2006 РЕЦЕНЗИЯ №1



Винтовка, проданная одним японским торговцем оружием, попадает в Марокко. Тут ее покупает мирный небритый дехканин. Он похож на террориста – но там они все похожи на террористов. На самом деле, винтовка нужна ему, чтобы отстреливать шакалов и охранять свое стадо от потравы. Он надеется, что сыновья-подростки справятся с этой нехитрой задачей. Младший показывает себя многообещающим мальчиком: с черт знает какого расстояния попадает на спор в туристический автобус и серьезно ранит американскую туристку. Конечно, он в нее не целился – он целился в автобус, но туристке от этого не легче. На другом конце мира, в Америке, маленькие дети этой туристки, оставленные на попечение нелегалки-мексиканки, едут с няней через границу на свадьбу ее сына и неожиданно сами превращаются в нелегалов. Еще на одном конце света, в Японии, глухонемая дочь торговца оружием никак не может прийти в себя после самоубийства матери и все пытается лишиться девственности. Все равно с кем – со стоматологом, с полицейским…
Начав как исчадие мексиканского андеграунда, Алехандро Гонсалес Иньярриту превратился в международную альтернативную звезду. Еще немного – и его окончательно засосет официоз: «Вавилон» претендует на главные американские кинопризы. Тому, кто однажды получил «Оскар», уже не отмыться вовек. Иньярриту бросил родной безумный Мехико, переехал в скучный гламурный Лос-Анджелес и стремительно превращается в респектабельного режиссера, который называет «малобюджетным» фильм стоимостью в 25 миллионов долларов. Но человек он хороший. Очень любит своих детей. Очень хочет остаться в истории именно хорошим отцом, а не хорошим кинематографистом. Своим детям он и посвятил «Вавилон». Он строит мост между поколениями – а заодно, и между нациями. Побочный эффект.
Сумма в 25 миллионов оказалась недостаточной, чтобы Иньярриту продался, изменил себе. Он по-прежнему режет правду-матку, не стесняясь задеть за живое. «Вавилон» не лучше и не хуже его предыдущих проектов «Сука-любовь» и «21 грамм» - хотя он другой. Но фирменные сюжетные заморочки Иньярриту (многосоставная история, части которой хронологически перепутаны и взаимно пересекаются) – на месте. «Сука-любовь» была проще и честнее. «21 грамм» - занятнее и трагичнее. «Вавилон» - масштабнее и сочнее. Сок, правда, очень горький, но это – тоже как обычно.



Перечень актеров начинается с Брэда Пита и Кейт Бланчетт. Впрочем, они поставлены первыми только в русле соблюдения идиотской традиции, по которой открывать голливудский парад должны самые дорогостоящие экспонаты. Питт и Бланчетт – более чем равноправные участники сложной игры, куда вовлечены японские национальные киногерои и никому не известные марокканцы, а также несколько чистеньких англосаксонских деток и любимый соратник Иньярриту - Гаэль Гарсия Бернал. Главной роли фильм не предполагает вообще, если не считать роли Господа Бога. Ее Иньярриту разделил между собой и сценаристом Гильермо Арриагой. Тоже, как обычно. «Вавилон», пожалуй, не так «задурен», как предыдущие опыты Иньярриту. Вероятно, жизнь в Лос-Анджелесе все-таки размягчает если не мозги, то способ воздействия на мир. Идея преподнесена в сравнительно более простой обработке. И все-таки, чтобы вы там ни ворчали по поводу «продавшегося с потрохами латиноса», перед нами – все тот же легко узнаваемый Иньярриту. От него не отделаешься одним простым нажатием кнопки «стоп». Да, в общем-то, и отделываться – зачем? Когда-то я писал, что фильмы Иньярриту нравятся, даже если непонятны. Могу добавить: именно тем они и хороши, что в них нужно въезжать по второму-третьему кругу. Он продолжает держать зрителя на коротком поводке своих заумных идей и неудобоваримых ассоциаций. И это, странное дело, абсолютно не раздражает.


(c) Джон Сильвер

скачать фильм Вавилон /Babel