Вот, все хотел открыть подобную тему для обсуждения, но никак не мог подобрать статью, полностью описывающуюданную ситуацию.


На днях, впервые за всю историю турецко-армянских отношений, президент Турции А. Гюль приехал в Ереван и провел переговоры с президентом Армении С. Саргсяном. Столь беспрецедентный «поворот» Анкары вписывается в нынешнюю стратегию НАТО. Цель – оторвать Армению от России в обмен, к примеру, на каспийскую нефть. И, похоже, Ереван готов идти навстречу. Во всяком случае, турецкий президент прибыл в Армению по приглашению ее президента.

Стороны договорились продолжить контакты на всех уровнях, причем турецкий президент высказался за включение Армении во все общерегиональные и международные проекты.
С. Саргсян с благодарностью принял предложение А. Гюля посетить Турцию и провести переговоры, например, в каком-либо районе... бывшей Западной Армении! По словам турецкого президента, «г-н Саргсян наглядно убедится в том, что современная Турция бережно сохраняет и восстанавливает армянское культурно-историческое наследие».
Проще говоря, Еревану предлагают «забыть» турецкий геноцид армян 1915-1921 годов, захват Турцией Западной Армении в 1918-1921 годах (из-за этого между Арменией и Турцией до сих пор нет дипотношений) и согласиться на раздел Нагорного Карабаха между Азербайджаном и Арменией. А взамен – упорно намекают на возможность транзита через Армению каспийской нефти и потребления ею этой нефти. Более того, по имеющейся информации, Анкара, чтобы ускорить «приобщение» Армении к НАТО-США, может согласиться на признание факта не геноцида, но репрессий против армянского населения в османский период и извиниться за это...
В середине августа в Ереване состоялись переговоры армянского руководства с представителями НАТО о дальнейшем сотрудничестве в области безопасности. Одновременно возобновились переговоры о создании через Армению ветки нефтепровода Азербайджан – Грузия – Турция. Эти события произошли именно в период максимальной конфронтации в российско-грузинских отношениях, да и во взаимоотношениях России с Западом.
Учитывая председательство Армении в ОДКБ, фактически военном блоке, нынешнее развитие ее связей с западными военными структурами говорит о приверженности Еревана политике невступления в открытую конфронтацию с главными «игроками» региона.
Ввиду транспортно-экономической, в том числе энергетической, блокады Армении со стороны Турции и Азербайджана, Грузия остается единственной нитью, соединяющей Армению с Россией и вообще с внешним миром (не считая узкоколейную железнодорожную линию в Иран). Потому и продолжают развиваться армяно-грузинские отношения – например, быстро растет взаимная торговля, снова обсуждается проект железной дороги Гюмри (северо-запад Армении) – порт Батуми, разработанный еще в 1950-х и обновленный в 1960-х годах. Но заметим, что на армяно-турецкой границе вблизи Гюмри размещены войска России...
Словом, руководство Армении хочет обеспечить стране «равновесное положение» между военно-политическими альянсами, чьи интересы сходятся на Кавказе. Но ввиду нынешней ситуации в регионе и высокой роли «блокадного» фактора для Армении, Запад и Турция стремятся «отдалить» Ереван от Москвы и вовлечь Армению в НАТО, в том числе в обмен на получение Арменией транзита каспийской нефти.
Реакция армянских властей на события в Южной Осетии была подчеркнуто осторожной. Это неудивительно: из-за транзитных ограничений для РФ со стороны Тбилиси, после начала конфликта Армения недополучила 30 процентов объема российского газа, который направляется транзитом через Грузию. Недополучила Армения и российскую нефть. В таких условиях Армения вынуждена проводить сугубо прагматичную политику. Чем и пользуются США, НАТО, Турция.
Тем временем в зарубежных СМИ появляются сообщения о переговорах зарубежных нефтяных компаний с Арменией по строительству на севере этой страны, то есть к югу от Грузии, более безопасного ответвления азербайджано-грузино-турецкого нефтепровода Баку – Тбилиси – Эрузурум – Джейхан. Тому способствует и недавно начатый по инициативе Еревана процесс «замирения» с Турцией.
Есть встречное движение и со стороны Анкары. В рамках «приобщения» Армении к энерготранзитным проектам и в связи с уязвимостью нефте- и газопроводов через Грузию, президент Турции А. Гюль в конце июля решился на беспрецедентный шаг. Впервые за всю историю республиканской Турции он демонстративно посетил развалины армянского христианского храма Ани и близлежащую церковь Спасителя, расположенные в бывшей Западной Армении. Тем самым Анкара официально дала понять Еревану, что Армения не исключается из проектов транзита каспийских нефти и газа в обход России.
По данным азербайджанского аналитика Арифа Халамова, «перекачка нефти к турецкому средиземноморскому порту Джейхан остается стратегической задачей и иностранных фирм, и стран – участниц этого проекта. Но нынешний характер российско-грузинских отношений намного повышает рискованность этого маршрута через Грузию. Поэтому возможны такие варианты: строительство трубопроводного ответвления в Турцию из Грузии через Армению (Тбилиси – Гюмри – Ахурян – Карс – Эрузурум) или напрямую – с северо-запада Азербайджана через Армению в Турцию. Но второй вариант непосредственно связан с проблемой Нагорного Карабаха и с разблокированием автономной от Азербайджана Нахичевани. Поэтому наверняка будет оказана внешняя поддержка диалогу Еревана с Баку и хотя бы временному «миротворению» карабахской проблемы.
Имеется и смежный проект: строительство нефтепровода Гюмри – Батуми, т.е. с северо-запада Армении на порт Батуми. Этот вариант повысит нефтяную загрузку Батуми и одновременно надежность нефтетранзитных маршрутов с Каспия в Турцию, Грузию и через Грузию.
Словом, Армения активно вовлекается в такие проекты и сценарии, которые ослабят ее связи с Россией и вынудят Ереван развивать отношения с Тбилиси и быстро сближаться с США, НАТО, Турцией и Азербайджаном.

09.08
Газета "Союзное вече" N37