Первое знакомство.
Автор метода Берт Хеллингер - немецкий психотерапевт. Метод системных расстановок был разработан им в конце 70-х годов ХХ века, когда самому автору было уже около 50 лет. В жизненном опыте Хеллингера к тому моменту было участие во Второй Мировой войне, миссионерское служение в Африке, длительная принадлежность к католическому религиозному ордену и последующий разрыв с монашеством, а также изучение психоанализа, гештальт-терапии, НЛП, эриксоновского гипноза. Такой неординарный опыт, несомненно, и привел к разработке метода помогающей практики, который заметно выделяется даже на фоне сотен существующих сегодня методов как традиционной психотерапии, так и эзотерических и "нью-эйдж" практик, и вызывает одновременно и восхищение и резкую критику.
Порядки любви
В основу метода легло несколько базовых принципов, которые Берт Хеллингер назвал "порядки любви". В этом методе человек рассматривается в системном взаимодействии с другими людьми - прежде всего это члены его семьи и более широко - члены его рода, как живущие, так и давно умершие, связь с которыми, тем не менее, сохраняется в нашей душе. Все эти люди связаны "порядками любви", их несколько, но в целом они могут быть сформулированы в виде одной общей идеи: каждый человек, принадлежащий к системе, должен получить свое место в сердцах других членов семьи, и на этом месте он должен иметь возможность свободно выражать и принимать любовь.
В современной жизни очень часты исключения из семьи: мать вычеркивает из жизни отца своих детей и находит "нового папу", родители не принимают в семью "инородца"-мужа дочери, рождаются внебрачные дети, не знающие своих отцов, родные гибнут в войнах и этнических конфликтах, внуки не знают судеб дедов, уничтоженных тоталитарным режимом: Порядки любви нарушают и насильственные расставания, особенно в детском возрасте, и тяжелые судьбы родных, болезни и преступления...
На исключенных или тяжело страдающих членов семейная система реагирует, запуская механизмы компенсации, действие которых приводит к тому, что оставшиеся родственники как бы живут "не своей жизнью", компенсируя тем самым причиненную кому-то "несправедливость". Например, из "преданности" деду, погибшему от голода в годы войны, внук страдает болезнями желудочно-кишечного тракта, приведшими к истощению (в таких случаях Берт Хеллингер использует символические фразы для описания сути ситуации: "Дедушка, я буду голодать вместе с тобой!")
Описанные Бертом Хеллингером законы компенсаций или "родовая совесть" имеют совершенно иное наполнение, чем привычные нам правила личной совести, "что такое хорошо и что такое плохо". В контексте метода системных расстановок "плохо" все, что нарушает принцип принятия всех членов семьи со всеми их страданиями, всеми поступками и даже преступлениями.
В таких порядках любви, конечно, можно заметить много общего и с христианскими ценностями, и с популярными идеями о "диагностике кармы", и часто это вызывает сначала горячее увлечение методом по принципу "как похоже", а затем столь же горячее отвержение, "но это совсем не то". "Научные" школы психотерапии любят метод за его результативность, но также и отвергают за безаппеляционность и недоказуемость.
Действительно, доказать правильность поряков любви научными методами сегодня невозможно, это феноменологический (т.е. познаваемый только через наблюдение) метод. Поэтому лучше всего понять метод можно, посмотрев на работу с какой-либо конкретной ситуацией.
Как это выглядит.
В расстановке участвуют: клиент, с проблемной ситуацией которого будет производиться работа, расстановщик - специалист, прошедший специальное обучение методу, а также "заместители" - обычные люди, которые будут "играть роли" членов семьи клиента. От заместителей не требуется никаких специальных навыков и подготовки, и работа заместителем - самый лучший способ близко познакомиться с методом. Обычно собирают группу из 10 и более человек, мужчин и женщин, чтобы было достаточно заместителей даже для больших семей.
Клиент коротко описывает свою ситуацию, при этом не требуется производить ее анализ или интерпретации, "докапываться до сути". Изложение ситуации просто должно отвечать на вопрос "где больно". Желательно упомянуть об исключенных членах семьи, тяжелых судьбах или болезнях родственников, если такая информация известна.
Затем клиент выбирает из числа присутствующих зрителей заместителей для себя и членов своей семьи и расставляет их так, как ему видятся отношения между ними. Как правило, уже на этапе первоначальной расстановки становятся видны противоречия между членами семьи: мама смотрит в сторону от отца, сестра повернулась спиной к брату, но глядит на бабушку, а брат не может найти себе места и чувствует слабость.
Дальше начинает происходить самое главное и современной наукой это пока необъяснимо. Участники, совершенно чужие люди, только что впервые услышавшие о клиенте и его семье, вдруг начинают чувствовать то, что чувствуют реальные родственники клиента. Это может быть ненависть к другому, неутоленная тяга и стремление к любви, чувство отвержения или скрытая симпатия, незажившее горе или одиночество. Иногда это выражается даже в физических симптомах - боль в сердце, срывающееся дыхание, часто заместители начинают плакать. Наблюдая происходящее и спрашивая заместителей об их чувствах, расстановщик перемещает членов семьи так, чтобы их стремления были удовлетворены, насколько это возможно. Ребенок, давно прервавший отношения с отцом, может подойти и обнять его, внучка может поклониться своей бабушке с благодарностью за заботу и примириться с ее смертью, мать попросить прощения у нерожденных детей: Эти действия освобождают давно заблокированные потоки любви, которые очень трогательно и эмоционально прорываются, обычно вместе со слезами, объятиями и словами нежности и признания. Если примиряющее решение найдено, клиент занимает свое место в расстановке и остается в ней некоторое время, чтобы прочувствовать новые отношения, которые "виртуально" смоделировала расстановка. Открытые расстановкой новые возможности выражения любви клиент "уносит с собой" и в течение долгого времени они будут проявляться во всех его взаимоотношениях с близкими, меняя и облегчая их. Возврата к старым отношениям уже не происходит. В некоторых случаях прорвавшиеся "потоки любви" настолько сильны, что не известными нам путями достигают сердец родственников, с которыми была прервана связь - и раздаются внезапные звонки, находятся старые письма или вещи, происходят "случайные" встречи.
Кому может помочь расстановка.
Практически нет ограничений по тем проблемам, которые могут рассматриваться для работы данным методом. Но этот метод подходит не всем клиентам. Не стоит прибегать к расстановкам, если человек не разделяет системные идеи о родовых взаимосвязях или если сила ненависти к какому-либо родственнику такова, что он не может найти в себе прощение и принятие. Не следует относиться к расстановкам как к игре, руководствуясь только желанием "посмотреть, что там натворили мои бабушка с дедушкой". Иногда расстановки, начатые с "несерьезной" мотивацией клиента, не удается довести до разрешения.
И, конечно, не следует считать этот метод панацеей и придавать ему чрезмерный мистический смысл. А супружеские ссоры про разбросанные носки или вынос мусорного ведра можно решить и не исследуя системных порядков любви.
При этом, не является противопоказанием отсутствие у человека семьи или отсутствие информации о родных (например, ребенок из детского дома). С осторожностью работают с беременными женщинами, это связано с большой эмоциональной нагрузкой при расстановке с тяжелыми судьбами, смертями, болезнями. По этим же причинам с осторожностью работают с людьми в состоянии острого горя, например, только что потерявшими близкого человека (в этом случае более показана работа методами экстренной психологической помощи).
Для заместителя эта нагрузка, однако, не является чем-то таким, что может негативно отразиться на его эмоциональном состоянии. Обычно наоборот, заместители испытывают удовлетворение от оказанной при их участии помощи, а в процессе расстановки очень вдохновляет возможность выразить за другого человека давно скрываемую любовь. Тем не менее, каждый заместитель самостоятельно решает, принимать ли ему предложение встать на место члена семьи клиента. В любой момент он может выйти из расстановки, если чувствует, что роль ему не по силам или что он слишком вовлечен, потому что роль затрагивает какие-то его личные переживания. Смена заместителя в процессе расстановки не влияет на результативность работы для клиента.
Где можно посмотреть или сделать расстановку.
Расстановку по методу Берта Хеллингера лучше делать у сертифицированного специалиста, прошедшего обучение непосредственно у автора метода или его ближайших учеников. В Москве немецкие обучающие программы проводит Институт консультирования и системных решений (www.mostik.org) и Институт интегративной семейной терапии (www.familyland.ru ) , поэтому лучше обратиться к специалистам или выпускникам этих институтов, которые работают также и в других городах России и СНГ. Также в России работает несколько специалистов, самостоятельно получивших образование в Германии и других странах.
Дополнительной гарантией профессионализма специалиста является наличие у него также и базового образования в одном из направлений психологии или психотерапии. Метод привлекает своей кажущейся внешней простотой, поэтому довольно часто его берут на вооружение эзотерики, астрологи и другие мистических дел мастера, а также шарлатаны всех разновидностей. Даже не противопоставляя "эзотерику" и "терапию" (осознанный выбор остается за клиентом), все же следует иметь в виду, что методы обеспечения безопасности больше разработаны и поддерживаются профессиональными сообществами психотерапевтов различных направлений.
Наблюдая за работой различных специалистов, можно заметить, как каждый из них создает собственный стиль работы - у одних расстановки очень глубоко затрагивают эмоции участников, у других больше внимания уделяется порядкам и структуре их взаимоотношений, третьи стараются достичь максимального признания реальных фактов и активно используют "разрешающие" фразы. Подбирая специалиста для собственной расстановки, полезно посмотреть несколько разных стилей и найти тот, который покажется наиболее подходящим - это обычно явно ощущается как чувство внутреннего согласия с происходящим.
Социальные закладки