Одной из самых страшных трагедий, с которыми азербайджанский народ столкнулся в ХХ веке, является Ходжалинский геноцид. Ходжалинская трагедия – кровавое событие, вошедшее в историю человечества наряду с геноцидом в Хатыни, Лидице, Орадуре.
В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года вооруженные силы Армении, армянские вооруженные отряды Нагорного Карабаха Азербайджана, при непосредственном участии личного состава и техники 366–й мотострелкового полка армии бывшего СССР, расположенного в Ханкенди, захватили город Ходжалы, расположенный между Ханкенди и Аскераном, тем самым была осуществлена политика геноцида против азербайджанского народа.
Во время захвата Ходжалы только в течение одной ночи было уничтожено 613 мирных жителей, в том числе 63 ребенка, 106 женщин, 70 стариков. Страшные зверства были осуществлены только по той причине, что мирные жители Ходжалы – азербайджанцы. Практически все они были замучены, убиты с особой жестокостью: люди были обезглавлены, им выкалывали глаза, беременным женщинам штыками вспарывали животы.
В ту ночь в захвате также непосредственно участвовали 2–й батальон 366–го полка, под командованием майора Оганяна Сейрана Мушеговича (Оганян Сейран в настоящее время является «министром обороны» незаконного режима Нагорного Карабаха), 3–й батальон 366–го полка, под командованием Евгения Набокихина, начальник штаба 1–го батальона Читчян Валерий Исаевич и более 50–и офицеров и прапорщиков армянской национальности, служащих в полку. (Из «Материалов следствия по оккупации Ходжалы»)
Часть населения города, пытавшаяся бегством спастись от зверского насилия, попала в специально устроенную засаду и была истреблена. В сообщении Российского Правозащитного центра «Мемориал» было отмечено, что в течение четырех дней в Агдам было доставлено 200 трупов азербайджанцев, убитых в Ходжалах, были установлены факты осквернения десятков трупов. В Агдаме 181 труп (130 мужских и 51 женских, в том числе 13 детских трупов) был подвергнут судебно–медицинской экспертизе. Во время экспертизы было установлено, что причиной смерти 151–го человека стали огнестрельные ранения, 20-ти людей – осколочные ранения, 10 человек были убиты ударами тупых орудий. Правозащитным центром также отмечен факт снятия скальпа с живых людей.
Из показаний свидетелей Ходжалинского геноцида:
У азербайджанских детей, убитых армянами, была распороты груди и разрублено сердце. Большинство трупов было разрублено на куски.
Джамал Абдулгусейн оглу Гейдаров: «на расстоянии 2-х километров от фермы близ местности, называемой Гарагая, находилось множество обезображенных трупов азербайджанцев. У детей, убитых армянами, была распорота грудь и разрублено сердце, а большинство трупов были разрублены на куски».
Шаин Зульфугар оглу Гейдаров: он видел около 80 трупов возле села Нахчываник (Ходжалы). Трупы были страшно обезображены, изуродованы и обезглавлены. Среди убитых находились и майор милиции Алиф Гаджиев, его близкие родственники Салимов Фахраддин и Салимов Микаил.
Джалил Гумбатали оглу Гумбатов: на его глазах армяне расстреляли его жену Фирузу, сына Мугана, дочь Симузар и невестку Судабу.
Кюбра Адиль гызы Пашаева: войдя в лес Кятик, она попала в армянское окружение. В кустах, где она спряталась, женщина стала свидетельницей расстрела ее мужа Пашаева Шуры Тапдыг оглу и сына Пашаева Эльшада Шура оглу.
Хязянгюль Тявяккюль гызы Амирова: во время оккупации Ходжалов армянские боевики взяли в заложники всю ее семью. Армяне расстреляли мать Хязянгюль – Раю, ее 7–летнюю сестру Егану, тетю Гейчу, а ее отца Амирова Тявяккюля, облив бензином, сожгли.
Зоя Али гызы Алиева: 3 дня пряталась в лесу вместе с другими 150–ю ходжалинцами. В лесу рядом с Зоей умерли, замерзнув от мороза, Ахмедова Дунья и ее сестра Гюльхар.
Кюбра Алиш гызы Мустафаева: «как только армяне взяли нас в заложники, они сразу же расстреляли находящихся рядом со мной 6 человек».
Саида Гурбан гызы Керимова: «нас взяли в заложники в составе 12 человек. Армяне зверски пытая убили мою дочь Нязакят, расстреляли Тапдыга, Сяадят, Ираду».
Али Агамы оглу Наджафов: «армяне, окружив бежавших людей, 30–40 человек расстреляли на месте».
Социальные закладки