Как вы прокоментируете оценку Азербайджанских экспертов о планах присоединения Армения к ТС? Существуют ли реальные угрозы осложнения ситуации в регионе?
По мнению экспертного сообщества в Баку сообщения о решении Армении присоединиться к Таможенному союзу (ТС) и Евразийскому экономическому союзу (ЕвразЭС) обусловлена известным противостоянием в отношениях Азербайджана и Армении, а также очевидной прозападной («евроатлантической») ориентацией почти всех тиражируемых местных политологов (как оппозиционных, так и проправительственных), с большей или меньшей степенью антипатий к России, как к «империи», якобы «посягающей на суверенитет народов бывшего СССР». Реакция эта имеет почти нацело эмоциональный характер, далекий от трезвого и взвешенного анализа. Эксперты в Баку как бы соревнуются между собой в резкости негативных оценок планов расширения ТС за счет подключения туда Армении и предрекают «беды» этой республике, которая-де «лишится в ТС своей государственной независимости». По мнению этих экспертов, «сохранить суверенитет» можно только, подключаясь к европейским структурам, но, ни в коем случае не к структурам, создаваемым Россией. Подходя к вопросу с таких позиций, как проправительственные, так и оппозиционные политологи и экономисты не объясняют, почему, собственно, участие в ЕС укрепит суверенитет страны, а участие в ТС – нет.
Еще одной общей чертой в реакции экспертного сообщества в Баку на планы вступления Армении в ТС является утверждение о том, что ТС и Армения не имеют общих границ, поэтому непонятно, как будет реализовываться участие Армении в этой структуре. При этом авторы подобного утверждения не учитывают того, что и ЕС с Арменией не имеет общих границ. Стало быть, остается открытым вопрос, почему в случае с ТС отсутствие общих границ является препятствием для участия страны, а в случае с ЕС – нет.
Местные эксперты также склонны принижать значение реализации планов евразийской интеграции (в том числе, создания ТС), связываемых с именем В. Путина, утверждая, что эти планы не имеют перспективы, в отличие от интеграции вокруг Запада («евроатлантической»). И здесь остается открытым вопрос – почему? Ссылки на то, что «Россия всегда предавала своих союзников и друзей», а Назарбаев и Лукашенко – «тертые калачи», которые «знают, что ТС все равно обречен на неудачу», вряд ли можно считать серьезным анализом ситуации.
Ну и еще одним общим местом экспертных комментариев в Баку является оценка планов присоединения Армении к ТС исключительно через призму противостояния Азербайджана и Армении вокруг Нагорного Карабаха. Преуменьшая геополитическое значение создания ТС для постсоветского пространства и мира в целом, не уделяя внимания общим процессам, идущим на постсоветском пространстве, они сводят весь вопрос к тому, что выгадает или прогадает Ереван, или, наоборот, Баку в данной ситуации («на кого и как нажмет Кремль и на кого и как сделает ставку Запад»). При таком видении все процессы сводятся к борьбе тактик Армении и Азербайджана за решение вопроса Нагорного Карабаха в свою пользу, и при этом игнорируется глобально-геополитическая сторона вопроса евразийской интеграции, инициированной президентом России.
Независимая экспертная группа «Левые социалисты Азербайджана» (ЛСА), однако, высказала мнение, расходящееся с вышеприведенными оценками. По мнению ЛСА, ничего плохого в стремлении Армении вступить в ТС и ЕвразЭС нет. «В. Путин и С. Саргсян договорились о подключении Армении к евразийским инициативам российского президента, и это означает личную победу В. Путина как политического лидера, много поставившего на кон во имя реализации этих интеграционных проектов. И, хотя отношения у Азербайджана и Армении далеки от нормальных, не следует присоединение Армении к ТС воспринимать сквозь призму этого противостояния».
По мнению экспертов ЛСА, сославшихся на публикации в российских СМИ, Армения имеет виды на определенные экономические выгоды от присоединения к ТС. Это заключается в том, что она сможет поставлять свою продукцию (в основном, продукты питания, коньяк и другие алкогольные напитки) на рынок России, Белоруссии и Казахстана совершенно свободно, то есть прибыль ее производителей увеличится (сейчас экспорт этой продукции в Россию приносит Армении около 150 миллионов долларов ежегодно). С учетом того, что Армения — страна маленькая, даже эти небольшие суммы в ее масштабах будут очень значимыми. Следует здесь отметить, что 18% экспорта Армении приходится как раз на Россию.
К тому же, надо учесть, что 13% от ВВП Армении составляют денежные переводы из-за рубежа, и 60% этих средств приходит из России.
Важное значение имеют для Армении и вопросы импорта товаров из России. Ведь Москва готова предоставлять дружественным ей странам ресурсы на льготных условиях. Сейчас Армения покупает российский газ по низким ценам (190 долларов за тысячу кубометров; экспертного сообщества в Баку на сообщения о решении Армении присоединиться к Таможенному союзу (ТС) и Евразийскому экономическому союзу (ЕвразЭС) обусловлена известным противостоянием в отношениях Азербайджана и Армении, а также очевидной прозападной («евроатлантической») ориентацией почти всех тиражируемых местных политологов (как оппозиционных, так и проправительственных), с большей или меньшей степенью антипатий к России, как к «империи», якобы «посягающей на суверенитет народов бывшего СССР». Реакция эта имеет почти нацело эмоциональный характер, далекий от трезвого и взвешенного анализа. Эксперты в Баку как бы соревнуются между собой в резкости негативных оценок планов расширения ТС за счет подключения туда Армении и предрекают «беды» этой республике, которая-де «лишится в ТС своей государственной независимости». По мнению этих экспертов, «сохранить суверенитет» можно только, подключаясь к европейским структурам, но, ни в коем случае не к структурам, создаваемым Россией. Подходя к вопросу с таких позиций, как проправительственные, так и оппозиционные политологи и экономисты не объясняют, почему, собственно, участие в ЕС укрепит суверенитет страны, а участие в ТС – нет.
Еще одной общей чертой в реакции экспертного сообщества в Баку на планы вступления Армении в ТС является утверждение о том, что ТС и Армения не имеют общих границ, поэтому непонятно, как будет реализовываться участие Армении в этой структуре. При этом авторы подобного утверждения не учитывают того, что и ЕС с Арменией не имеет общих границ. Стало быть, остается открытым вопрос, почему в случае с ТС отсутствие общих границ является препятствием для участия страны, а в случае с ЕС – нет.
Местные эксперты также склонны принижать значение реализации планов евразийской интеграции (в том числе, создания ТС), связываемых с именем В. Путина, утверждая, что эти планы не имеют перспективы, в отличие от интеграции вокруг Запада («евроатлантической»). И здесь остается открытым вопрос – почему? Ссылки на то, что «Россия всегда предавала своих союзников и друзей», а Назарбаев и Лукашенко – «тертые калачи», которые «знают, что ТС все равно обречен на неудачу», вряд ли можно считать серьезным анализом ситуации.
Ну и еще одним общим местом экспертных комментариев в Баку является оценка планов присоединения Армении к ТС исключительно через призму противостояния Азербайджана и Армении вокруг Нагорного Карабаха. Преуменьшая геополитическое значение создания ТС для постсоветского пространства и мира в целом, не уделяя внимания общим процессам, идущим на постсоветском пространстве, они сводят весь вопрос к тому, что выгадает или прогадает Ереван, или, наоборот, Баку в данной ситуации («на кого и как нажмет Кремль и на кого и как сделает ставку Запад»). При таком видении все процессы сводятся к борьбе тактик Армении и Азербайджана за решение вопроса Нагорного Карабаха в свою пользу, и при этом игнорируется глобально-геополитическая сторона вопроса евразийской интеграции, инициированной президентом России.
Независимая экспертная группа «Левые социалисты Азербайджана» (ЛСА), однако, высказала мнение, расходящееся с вышеприведенными оценками. По мнению ЛСА, ничего плохого в стремлении Армении вступить в ТС и ЕвразЭС нет. «В. Путин и С. Саргсян договорились о подключении Армении к евразийским инициативам российского президента, и это означает личную победу В. Путина как политического лидера, много поставившего на кон во имя реализации этих интеграционных проектов. И, хотя отношения у Азербайджана и Армении далеки от нормальных, не следует присоединение Армении к ТС воспринимать сквозь призму этого противостояния».
По мнению экспертов ЛСА, сославшихся на публикации в российских СМИ, Армения имеет виды на определенные экономические выгоды от присоединения к ТС. Это заключается в том, что она сможет поставлять свою продукцию (в основном, продукты питания, коньяк и другие алкогольные напитки) на рынок России, Белоруссии и Казахстана совершенно свободно, то есть прибыль ее производителей увеличится (сейчас экспорт этой продукции в Россию приносит Армении около 150 миллионов долларов ежегодно). С учетом того, что Армения — страна маленькая, даже эти небольшие суммы в ее масштабах будут очень значимыми. Следует здесь отметить, что 18% экспорта Армении приходится как раз на Россию.
К тому же, надо учесть, что 13% от ВВП Армении составляют денежные переводы из-за рубежа, и 60% этих средств приходит из России.
Важное значение имеют для Армении и вопросы импорта товаров из России. Ведь Москва готова предоставлять дружественным ей странам ресурсы на льготных условиях. Сейчас Армения покупает российский газ по низким ценам (190 долларов за тысячу кубометров;
Важное значение имеют для Армении и вопросы импорта товаров из России. Ведь Москва готова предоставлять дружественным ей странам ресурсы на льготных условиях. Сейчас Армения покупает российский газ по низким ценам (190 долларов за тысячу кубометров; это в полтора раза меньше, чем цена, по которой газ отправляется на Украину), но в следующем году Москва пообещала тарифы эти поднять. ТС может это повышение отменить или хотя бы заморозить на несколько лет. Например, Белоруссия как член ТС, получает топливо из России по 150 долларов. Аналогичным образом понизятся и цены на уран для местной АЭС.
Конечно, у Армении есть и иные мотивы, не в последнюю очередь связанные с опасениями изменения российской позиции по Карабаху в пользу Азербайджана в случае отдаления Еревана от России в сторону Европы. Однако мы в Баку должны рассматривать этот процесс не с точки зрения тактики Еревана, а с точки зрения более глобальных геополитических процессов - интеграции на постсоветском пространстве с возможным образованием в перспективе альтернативного полюса геополитического притяжения, опирающегося на Россию. А это хорошо для Азербайджана, как и для всех небольших и не очень сильных стран, ибо появление такого второго полюса создаст для него возможности маневра и опоры на этот альтернативный центр притяжения для защиты своих интересов от другого (и весьма агрессивного) полюса – Запада (США).
И пусть Армения тоже входит в эту систему отношений в рамках ТС и ЕвразЭС. Это не опасно для Азербайджана, ибо Россия (ведущий игрок в этой системе) умеет хорошо отличать «мух от котлет» и имеет свои серьезные отношения и с Ереваном, и с Баку, без ущерба друг другу. Поэтому сотрудничество России с Арменией в рамках евразийских инициатив В. Путина ни в коем случае не бросает тень на сотрудничество России с Азербайджаном в двустороннем формате и в рамках СНГ.
«Ну и, конечно, рано или поздно Азербайджану стоит подумать и над своим подключением к евразийским проектам, которые можно было бы развивать с пользой для страны и без ущерба для ее торговли нефтью и газом с Европой и другими странами. По меньшей мере, эти проекты были бы более реально осуществимы и экономически ощутимы, чем европейское «Восточное партнерство» с его ярко выраженной геополитической (антироссийской) составляющей и отсутствием реальной финансово-экономической основы. Собственно, азербайджанское руководство смотрит на «европейскую интеграцию» довольно реалистично и не планирует присоединяться к ЕС в качестве ассоциированного члена, а также вступать в «глубокую и всеобъемлющую» зону свободной торговли с ЕС», - подчеркнули в ЛСА.
Социальные закладки