Показано с 1 по 1 из 1

Тема: Аhvzycrfz мифология,легенды и история пересекаются всегда!

  1. #1
    Сюникский орел Аватар для Skorpi
    Регистрация
    16.04.2007
    Сообщений
    990
    Thanks
    702
    Thanked 687 Times in 367 Posts
    Музыка
    4
    Uploads
    0

    Армянская мифология,легенды и история пересекаются всегда!

    Мифологические представления связанные с пещерами в Армении и на Кавказе до и после принятия христианства

    Торк Далалян (Ереванский Государственный Университет)



    С древнейших времен пещеры для первобытного человека были не только местом обитания и жительства, но и предметом особого почитания. Достаточно лишь упомянуть о культе домашнего очага, который первоначально был тесно связан с почитанием пещер и с культом предков. Естественно, это касается особенно горных стран, какими являются Армянское нагорье и Кавказ. Изобилие природных пещер в нашем регионе обусловило развитие культа пещер и пещерных божеств среди народов, населяющих этот регион. Таким образом, пещеры постепенно превращались в первые храмовые сооружения, а также на более развитом этапе “пещерных религиозных представлений” строились уже искусственные культовые пещеры и пещерные комплексы.

    В дохристианскую эпоху в Армении и на Кавказе почитание пещер было неотделимо от мифологических верований, связанных с культом огня и солнца. В различных мифах, повествующих о периодической смерти и воскрешении божественных героев (Митра/Мехер, Артавазд, Амирани, Сослан/Созруко и т.д.), основным и главным компонентом мифа являются пещеры. Пещера – это не только место, где, как правило, рождается бог, но там же он закрывается на время, чтобы потом вновь возродиться (об этом более подробно, с указанной литературой, см. соответсвующие статьи А. Петросяна и Л. Абрамяна).

    Согласно А. Петросяну, заточенный в скалу (= в пещеру) или рожденный из скалы (= из пещеры) герой – главный персонаж мифов, эпосов и легенд нашего региона. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в распространении христианской религии в Армении и на Кавказе, так как рождение и погребение Христа в пещере, распятие на “горе” и т.д. – типологически близки к основным чертам “кавказских” прикованных героев (Л. Абрамян). Образ Христа не только в Армении, но и в Римской империи связывался с Митрой, и христианская религия как бы села на пласт распространенного до западных пределов тогдашнего мира митраизма.

    Не случайно, что, основоположник “государственного христианства” в Армении – Григорий Просветитель (IV в.), первоначально был назван этим прозвищем из-за отождествления с солнцем, и потом уже к этому слову была приурочена рилигиозно-общественная семантика (К. Мелик-Оханджанян). Согласно легенде , Григорий, до того как начать свою проповедническую деятельность, 13 лет был заперт в Хор Вирапе, в своего рода подземной пещере у подножья Арарата. Григорий чудом остался жив благодаря женщине, которая каждый день бросала ему хлеб в отверстие. Эта легенда справедливо сравнивается С. Арутюняном с эпизодом, сохраненным в одном из вариантов армянского эпоса, где наследник образа Митры – Мехер был брошен в глубокую подземную яму и 40 дней пробыл там, оставшись живым, так как одна женщина каждый день бросала ему хлеб.

    Культ изобретателя армянского , древнегрузинского и албанского алфавитов – Месропа Маштоца (V в.), также был тесно связан с почитанием пещер. Интересно, что Маштоц часто назывался “вторым Грогорием Просветителем”. В Нахичеване находится “Пещера Маштоца”, где, согласно легенде , 17 лет жил армянский первоучитель. В провинции Цопк, вблизи города Балу на берегу Евфрата (в современной Турции) находится другая священная пещера – “Школа Месропа”, где, по народному преданию, Маштоц изобрел армянский алфавит и написал его на скале (согласно одной версии – пробыв там в муках 40 дней и ночей, без пищи и без воды). Г. Срвандзтянц, подробно описывая эту пещеру, восклицает: “Скала, о, пещера, светлая арка армянского солнца, откуда вышли лучи нашего просвещения и письменности!”.

    Таким образом, прослеживается интересное звено между до- и после-христианскими религиозными и мифологическими представлениями в древней Армении и сопредельных странах.
    Последний раз редактировалось Skorpi; 15.09.2007 в 00:48.
    Род Сюника!Мы не сдавались и не сдадимся!Пусть боится враг! КАПАН

  2. The Following User Says Thank You to Skorpi For This Useful Post:

    Гинуш (17.02.2008)

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •