Пивоваров С., Торосян А. Загадка тысячелетий или кто такой Моисей?
Моисей известен как библейский персонаж, освободитель еврейского народа из Египта (исход), даровавший евреям религию и законы. Историки не без основания утверждают, что Ветхий Завет и вся последующая судьба Израиля просто не может быть понята вне анализа этой личности. Учитывая то влияние, которое Библия оказало на человечество, можно говорить и о судьбах цивилизаций, неразрывно связанных с ней.
Именно поэтому стоит внимательнее присмотреться к одному из ключевых библейских персонажей – Моисею. Его история тесно связана с Древним Египтом. Упоминание в Библии Египта всегда вызывает особый интерес, в первую очередь потому, что древнеегипетская история достаточно хорошо задокументирована. Hезадолго до Моисея Египет пережил самый бурный период своей долгой истории. Около 1780 года до нашей эры страну потрясли революционные события. Восстало порабощенное население и на некоторое время даже захватило в свои руки управление государством. Последствия этого взрыва ещё долго давали о себе знать, и в семнадцатом веке до нашей эры политическая мощь Египта сильно пошатнулась. В этот период политического упадка страну захватили гайксосы (Hyksos, Hykos). Их вожди переняли все внешние атрибуты власти фараонов и продержались в покоренном Египте около ста пятидесяти лет, подавляя малейшие проявления бунта. Хотя Гайксосы оккупировали только Hижний Египет с дельтой Hила, однако провинциальные правители Верхнего Египта тоже стали их данниками. Столицей новых господ Египта стал Аварис - город, лежавший в восточной части дельты. Приводимые учеными даты колеблются между 1780 и 1530 годами до нашей эры. (Название - гайксосы –или хайки, будет объяснено ниже в тексте). МЕСУ Согласно легенде. Моисей родился в семье Амрама и Иеховеды, принадлежащих к колену Левия. В течение трех месяцев матери удавалось прятать свое дитя. Потом, видя, что больше нет возможности скрывать его, она сплела тростниковую корзинку, обмазала ее липким илом, покрыла смолою, чтобы вода не проходила, и, положив в нее мальчика, оставила корзинку среди камышей у берега реки. Сама она не решалась стеречь ее, чтобы не поплатиться жизнью вместе с ребенком, но сестра мальчика, Мариам, как бы случайно прогуливалась поблизости, а на самом деле внимательно следила за тем, что произойдет с ее маленьким братиком. Интересна ассоциация с легендой о царе аккадском Саргоне I (XXIV век до н.э.). Вот что там рассказывает Саргон о себе: "Зачала меня моя бедная мать; втайне родила меня, положила меня в тростниковую корзину, запечатала меня смолой и отдала меня реке... Тогда подняла меня река, принесла меня к Акки-водоносу. Акки-водонос поднял меня, взял меня в сыновья и воспитал меня". Маленькая корзинка возбудила любопытство дочери фараона, и, увидев прелестного ребенка в ней, она сразу же все поняла. Слезы малютки вызвали в ней сострадание и она решила спасти и усыновить его. Мариам следила за каждым ее движением, и видя, что с ее братом обращаются нежно, осмелилась подойти ближе и наконец сказала: "Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?" Согласие было получено. Со счастливой вестью сестра побежала к матери и немедленно возвратилась с ней к дочери фараона. "Возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату", - распорядилась дочь фараона. Иеховеда держала Моисея при себе, сколько это было возможно, но когда ему исполнилось двенадцать лет, он был взят в царские палаты к дочери фараона и "стал ее сыном. Он носил типично египетское имя Моша ( сын воды), получил образование при дворе фараона, где жил как большой вельможа ("И научен был Моисей всей мудрости Египетской и был силен в словах и делах" (Деян. 7:22)), и все-таки, под впечатлением преследований, которым подвергались соплеменники, снова почувствовал себя евреем. Библия называет этого человека - Моисей. На древнееврейском его имя - Моше (Moseh). Георг Эберс использует имя Месу, что по-древнеегипетски означает «рожденный» (о египетском происхождении Месу смотри ниже). Текст выдает, прежде всего, тот факт, что автор абсолютно не представлял реальностей описываемой эпохи. Непонятно, как дочь фараона опознала в младенце еврея? Но, главное, никогда еврейка не попала бы к месту купания дочери фараона, никогда дочь фараона не заговорила бы с нищей оборванкой и, уж тем более, никогда не стала бы подбирать первого попавшегося беспризорника - а вдруг бы он оказался неприкасаемым! Это могло произойти с дочерью какого-нибудь племенного вождя, но никак не с дочерью фараона. Рассмотрим возможные возражения. Начнём с отсутствия имён родителей. В шестой главе книги «Исход» родители Моисея уже названы. Но сделано это в перечне начальников израильских поколений, к рассказу о рождении Моисея не относящемся. Отсутствие этих имён в основном тексте и появление их в списке – явный признак поздней вставки. Ряд библеистов, пытаясь объяснить этот факт, рассуждают примерно следующим образом: «В Египте израильский народ находился в рабстве. Автор рассматривает их как безгласную и безликую, серую массу. И вот из этой массы появляется герой, который и спасает свой народ. Имена родителей не важны, так как Моисей как бы сын всего народа». Что можно возразить в данном случае? Ни в литературе Ближнего Востока вообще, ни в самой Библии, в частности, такой приём не встречается. Возьмём, например, книгу Судей. В ней неоднократно рассматривается похожая ситуация: народ в рабстве и герой его спасает. Но ни Гедеон, ни Аод, ни кто другой не предстают перед нами некими безродными. Для всех отец назван сразу. Что соответствует принятой на Востоке структуре имён. Упоминание отца – это не исключение, а норма. То есть необходимая часть полного имени, в которое входит и отчество. Перейдём к утверждению автора текста, что дочь фараона опознала в ребёнке еврея. Предвижу вопрос тех, кто захочет указать, где именно могло быть «написано», что младенец еврей. Здесь есть два возражения. Во-первых, нигде в процитированном выше тексте не сказано, что Моисей был обрезан. Во-вторых, сам обряд обрезания евреи переняли у египтян, о чём сообщает Геродот: «Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы. Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян» (II, с.104). Хотя термин «Палестина» происходит от названия народа «филистимляне», населявшего лишь прибрежные районы, Геродот явно включает в состав Палестины и Иудею с Израилем. Давая описание сатрапий Персидского царства, он определяет границы одной из них следующим образом: «Область от Посидея, основанного Амфилохом, сыном Амфиарая, на границе между Киликией и Сирией, до Египта, кроме Аравийской земли, свободной от податей, должна была платить 350 талантов подати. В этот округ входят Финикия, так называемая палестинская Сирия и Кипр» (III,с.91). Нигде в Библии не сказано, что иудеи освобождены от подати, следовательно, их область не может быть причислена к бесподатной аравийской земле. Иных народов, практикующих обрезание, кроме иудеев, в Палестине нет. Эдомиты, моавитяне и аммонитяне, которые, по сообщению Иеремии, так же знали обрезание, в Палестине не жили. На то, что речь у Геродота идёт именно об иудеях, указывает ещё Флавий в сочинении «О древности иудейского народа»: «И так, Геродот замечает, что сирийцы, живущие в Палестине, практикуют обрезание. Но из всех народов, населяющих Палестину, одни только иудеи совершают его - следовательно, он, зная об этом господствующем в Палестине обычае, о них говорил». (I,с.22). У египтян обрезание совершалось не в младенческом, а в юношеском возрасте. Раз иудеи переняли обряд у египтян, то, следовательно, первоначально они должны были совершать его аналогично. Этим и объясняется, почему в рассказе о рождении Моисея нет ни слова об обрезании. Следует так же добавить, что Манефон, повествуя о Моисее (смотри ниже), называет его жрецом из Гелиополя (Иуну - сейчас пригород Каира) и не сомневается в его египетском происхождении. Рассказ, близкий, хотя и не тождественный Библейскому, приводит Иосиф Флавий в своих «Иудейских Древностях». Текст изобилует теми же несуразностями, что и библейский. Особенно абсурдна сцена, в которой некая оборванка, «как бы случайно», подходит к дочери фараона и запросто беседует с ней. Кроме того, лишь чудовищной национальной спесью Флавия можно объяснить предположение, что в окружении дочери фараона могли оказаться люди, знавшие какую-то еврейку (вспомним, что по библии, евреи у египтян в рабстве). Итак, библейский рассказ, представляющий собой типичный бродячий сюжет - сходно описано рождение Саргона Аккадского, Кира, Персея - никакого доверия не заслуживает. Интерес представляет только тот факт, что Месу (Моисей) воспитан дочерью фараона. Этот момент не находит параллелей в аналогичных легендах других народов и, по-видимому, может считаться фактом. Следовательно Месу следует считать либо воспитанником, либо сыном дочери фараона (Георг Эберс считает что по египетски ее имя звучало - Тмеренмут). Последнее более вероятно, так как тот же Флавий сообщает, что Месу (Моисей) считался претендентом на престол (смотри ниже), что вполне реально для внука фараона, но мало вероятно для воспитанника его дочери. Теперь необходимо установить имя деда Месу. Библия утверждает, что во время исхода из Египта Месу было 80 лет. По сведениям Манефона, Месу покинул Египет при фараоне Аменофисе. Сыном этого Аменофиса был Раамес (Рамзес). Кроме того известно, что исход произошел после воцарения Рамесу II. «И отправились сыны Израилевы из Раамеса». (Библ Исх. 12:37). Раамес - это Пер-Рамесу-Мериамон (Дом Рамесу хранимого Амоном), получивший такое название при Рамесу II, сделавшем его своей столицей. Ранее город именовался Хут-Уарт (У Перепелкина Ю.А. История Древнего Египта - Ха-Уару, по-эллински - Аварис). Вообще-то, в стане исследователей существуют серьёзные разногласия по поводу определения времени возможного Исхода, хотя большинство исследователей склоняется к тому мнению, что исход из Египта произошел во второй половине тринадцатого века до нашей эры. Рамсес был выдающимся фараоном, а Египет при его правлении достиг вершины своего великодержавного могущества. Поэтому сомнительно, чтобы евреям удалось освободиться при жизни Рамсеса. В словах "Спустя долгое время, умер царь египетский" (Исход, глава 2, стих 23) скрыт намек на то, что Моисей вернулся в Египет после вступления на трон фараона Мернепта, преемника Рамсеса второго. По утверждению Иосифа Флавия (см. ниже цитату из Манефона) Аменофис правил после Рамесу II. Ближайшие приемники Рамсеса II: Меренптах, Сети II, Амонмесу и Рамесу-Саптах. Очевидно, что Аменофис - это Амонмесу, а Раамес (сын Аменофиса) - Рамесу-Саптах. Несложный подсчет позволяет понять, что дедом Месу был Рамесу II. Этот факт объясняет роль Месу в описанных ниже событиях: «Затем Моисей, о рождении, воспитании и юности которого было сообщено вышеуказанным образом, доказал египтянам свою доблесть, равно как и то, что он родился для унижения их и для возвышения евреев. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство: эфиопы [соседи египтян] ворвались в их страну, похитили у них все имущество и угнали весь скот египтян. В ярости последние пошли на эфиопов походом, чтобы отомстить им за обиду, но, побежденные в битве, одни из них пали, другие искали спасения в постыдном бегстве на родину. Эфиопы следовали за ними по пятам, считая трусостью не занять всего Египта, еще далее проникли в страну и, вкусив от тамошних благ, уже не хотели более от них отказаться. Напав поэтому сперва на пограничные области, которые не осмелились оказать им сопротивление, они дошли до Мемфиса и до самого моря, причем ни один город не смог противостоять перед ними» (Флавий И. «Иудейские древности» 2,X,1). Далее Флавий рассказывает, что египетские войска возглавил Моисей (Месу) и эфиопы были разгромлены и покорены. Война заканчивается браком Месу и эфиопской принцессы: «У эфиопского царя была дочь Тарбис. Видя, как близко Моисей подводит войско свое к стенам [города] и как храбро он сражается, и удивляясь его необычайно умелым распоряжениям, поняв, что благодаря ему египтяне, потерявшие было свою свободу, теперь снова ее себе вернули и пользуются таким успехом, тогда как столь гордившиеся своими удачами эфиопы стеснены и подвергаются крайней опасности, она воспылала безумной страстью к Моисею. Так как это чувство все более и более овладевало ею, она решилась послать к Моисею самых верных слуг своих для переговорах о браке. Когда он поставил условием для этого сдачу города и дал клятвенное обещание, что он, женившись на царевне и заняв город, не нарушит договоров, то тотчас же было преступлено к делу. Возблагодарив после покорения эфиопов Господа Бога, Моисей вступил в брак и повел египетское войско обратно на родину». (там же, «Иудейские древности» 2,X,2). Теперь рассмотрим дальнейшую судьбу Месу. Библия утверждает, что еще до исхода Месу вынужден был покинуть Египет, так как убил египтянина, защищая иудея: «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле. И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской» (Библ Исх. 2:11-15). Однако, Иосиф Флавий (бывший, между прочим, раввином) приводит совсем другую причину: «Возблагодарив после покорения эфиопов Господа Бога, Моисей вступил в брак (с эфиопской принцессой) и повел египетское войско обратно на родину. Те же (египтяне), которые спаслись благодаря Моисею (после победы над эфиопами), почувствовали к нему еще большую ненависть и еще более стремились привести в исполнение свои коварные намерения, так как боялись, что Моисей ввиду своего успеха задумает совершить государственный переворот в Египте. Ввиду этого они стали советовать царю убить его. Царь и сам уже подумывал об этом, отчасти оттого, что завидовал военным удачам Моисея, отчасти из страха быть свергнутым им. Когда ж его к этому подстрекнули так же и книжники, фараон окончательно решил избавиться от Моисея. Узнав заблаговременно об этом коварном замысле, последний, однако, тайно бежал» («Иудейские древности» 2,X,2;2,XI,1). Все это мало похоже на библейский рассказ, но хорошо согласуется с тем, что мы только что установили. Как внук Рамесу II, Месу вполне мог претендовать на престол. А это, учитывая его популярность, не могло не беспокоить правившего фараона. Отметим, также, что Эфиопией Флавий, вслед за Библией, называет древний Куш - современный Северный Судан. Любопытно, что в Коране имеется текст, подтверждающий как раз версию Флавия: «И пришел человек с окраины города бегом и сказал: «О Муса, знать совещается о тебе, чтобы убить тебя. Выходи же - я для тебя добрый советчик!»» ( Кор 28:19). Попробуем теперь определить страну, в которую бежал Месу. «Восемнадцать лет было Моисею, когда он бежал от мести фараона в землю Ефиопскую и сорок семь лет прожил он в земле этой. Из Ефиопии Моисей отправился в Мадиам, к Иофору». (Агада РИ III) Собственно библейская традиция говорит только о Мадиаме и не упоминает об Эфиопии. Однако бегство в Эфиопию вполне обоснованно – там родственники жены Месу. А вот переселение из Эфиопии в Мадиам маловероятно. Дело в том, что единственная дорога из Судана (Эфиопия – Куш) на восточный берег акабского залива (Мадиам) проходит через Египет (или через Красное море, так же контролируемое в то время египтянами), а именно из Египта Месу и бежал. Библия сообщает о браке Моисея с чужеземкой - дочерью мадиамитянина Иофора: «И он (Иофор) выдал за Моисея свою дочь Сепфору» ( Библ Исх. 2:21) Однако упреков за брак с мадиамитянкой мы не находим. Зато есть упреки за брак с эфиопянкой: «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиопянку, которую он взял, - ибо он взял за себя Ефиопянку» ( Библ Чис. 12:1). О браке с эфиопкой Библия молчит. По-видимому, мадиамитянка и эфиопка - одно и то же лицо. Скорее всего, в изначальном тексте Мадиам отсутствовал, и речь шла только об Эфиопии. О причинах замены Эфиопии на Мадиам мы поговорим ниже. А пока перейдем к дальнейшим событиям. После смерти фараона Месу возвращается в Египет: «Узнав, что умер царь египетский, фараон, от которого он некогда бежал, Моисей стал просить у Рагуила (у которого он укрывался) разрешения вернуться в пользу своих соплеменников в Египет». («Иудейские древности» 2,XIII,1). Аналогичные сведения сообщает Библия: «Спустя долгое время, умер царь Египетский» (Библ Исх. 2,23). Итак, в правление Меренптаха - сына Рамесу II, Месу возвращается в Египет и, судя по нижеприведенным текстам, занял не последнее место в жреческой иерархии. По-видимому, именно на этот период приходится деятельность Месу в Иуну (Гелиополе), описанная Апионом. При Рамесу II Месу, руководивший одним из походов в Куш (Эфиопию), был скорее военачальником, чем жрецом. Интересно, что религиозная деятельность Месу в Египте подтверждается Кораном: «И внушили Мы (Аллах) Мусе и его брату: «Изберите для вашего народа в Мисре дома, и сделайте дома ваши местом молитвы, и простаивайте молитву, - и обрадуй верующих!»» ( Кор 10:87). Муса - арабское произношение имени «Месу». Миср - арабское название Египта. Следует так же отметить, что причиной «казней египетских» Мухаммед называет нежелание фараона (в Коране - Фираун) и его подданных принять веру в Аллаха, то есть учение Месу.


Мы не сдавались и не сдадимся!Пусть боится враг! КАПАН

Социальные закладки