Национальная нетерпимость (продолжение)
Рост этнического самосознания, сопровождающий этот процесс, далеко не всегда происходит адекватно, т.е. зачастую он может начать в какой-то момент отрицательно влиять на национальное самосознание других этнических групп. Такой, своего рода, рост собственной этничности в ущерб другим. Это, в свою очередь, может приводить к конфликтам. И таким образом, проблема не решается, а ещё больше осложняется. Помимо «нарушенных границ» возникает ещё и противостояние с другими этносами.
Примером тому может служить ситуация, возникшая на пространстве бывшего СССР. Длительное активное пребывание русского культурного влияния в союзных республиках привело к тому, что по мере резкого ослабления центральной власти в стране, в ней начали расти центробежные силы. Толчком к этому послужил, главным образом, именно рост этнического самосознания, приведший к возникновению межнациональных конфликтов. И рост этот не закончился и по сей день. Правда, имеет он уже не такие масштабы и интенсивность. Но, тем не менее, все мы можем видеть, к чему это в конечном итоге привело.
Межнациональные конфликты в данном случае и являются показателем неадекватности процесса роста этнического самосознания в бывших советских республиках, в том числе и в самой России. Не произошло плавного выравнивания этнической ситуации. И до сих пор противоречия не устранены. И все они устранены до конца так и не будут, поскольку, как известно, межнациональные конфликты бывшими не бывают. До сих пор разные стороны конфликтов чувствуют себя ущемлёнными. До сих пор у людей остаётся ощущение некой несправедливости. И конкретные причины недовольства остались уже где-то далеко позади, в прошлом. Но по-прежнему сильны негативные чувства, направленные на вполне конкретные народы и нации.
И можно долго говорить о том, насколько сильно здесь повлияли другие факторы: экономический, социально-политический, вмешательство извне и т.д., (а они, безусловно, имели своё влияние), но этнический фактор был главной основой этой геополитической катастрофы, которая обеспечила прочность и долговечность межэтнического противостояния на пространстве бывшего СССР. Противостояние продолжается и в настоящее время.
Главная трудность таких ситуаций заключается в том, что каждая сторона конфликта обычно считает себя правой и пытается привести массу всевозможных аргументов в пользу своей правоты, естественно, далеко не всегда правдивых и объективных. И это тоже создаёт массу проблем. Искажение исторических фактов, спекуляция на них – это только вершина айсберга, которая скрывает под собой ещё более глубокие проблемы.
И самое трагичное во всём этом – это то, что пока решаются межнациональные (это в идеале они должны решаться, а зачастую они ещё больше запутываются таким образом), а значит, и международные вопросы, успевает вырасти не одно поколение людей, подвергшихся таким историко-этнологическим экспериментам. Последствия этих экспериментов обычно бывают весьма и весьма плачевными. Потом в итоге «выясняется», что и «Америка победила во 2-й мировой», и «Россия «колонизировала» Грузию с Украиной», и «Холокоста вообще не было, оказывается, евреи его придумали и используют в своих корыстных целях» и т.д. Примеров ещё можно привести целое множество. И от этого мы уже не сможем так просто отвернуться, сказав, что это нас не касается, и обращать внимание на это не стоит.
Всё это лишь видимая часть айсберга. Но есть ещё и та огромная часть, которую мы не видим, и поэтому познать её до конца пока не можем. Речь идёт об этнопсихологических основах названных явлений. Глубинные психические процессы, связанные с этничностью, крайне плохо изучены наукой. Сама по себе психика человека изучена недостаточно, это общеизвестный факт. А этнопсихологическая сфера изучена и того меньше. Сейчас наблюдается заметный кризис в этнопсихологии. В связи с этим и проблема национальной нетерпимости практически не исследуется. Мы же в своей работе попробуем разобраться в глубинных аспектах данной проблемы.
Как уже было сказано выше, представитель любого этноса обычно стремится защитить честь и достоинство этого этноса, когда ему кажется, что таковые были каким-либо образом задеты. Зачастую, такая реакция этого представителя может быть и неадекватной, непропорциональной. Если цели как-то затронуть или оскорбить национальные чувства вовсе и не было. Но это было воспринято индивидом именно в таком ключе. И он может уже намеренно ответить в том же ключе. Что может породить конфликт на этнической почве. Но это не есть этнический конфликт в том понимании, в каком мы его привыкли воспринимать. Такое может возникнуть, скажем, в обычной повседневной беседе между обычными людьми, принадлежащими к разным национальностям. Обычно в таких случаях разногласия вскоре сглаживаются, то, насколько быстро это происходит, зависит от особенностей собеседников. Здесь, по сути, имело место случайное возникновение разногласий, усиленное этническим фактором.
В данном случае мы сталкиваемся с довольно распространённым явлением в нашей жизни, когда самой по себе национальной нетерпимости не проявляется, но межэтнические противоречия возникают. Казалось бы, причин не было. Но человек проявляет агрессию к своему собеседнику, к которому до этого он испытывал хорошие, либо же нейтральные чувства. В чём же причина?
Причина кроется, на наш взгляд, в том, что у любого индивида с самого начала заложены механизмы защиты своей этничности сходные с механизмами защиты личности. Поскольку, как уже говорилось, групповая идентичность основывается на механизме отождествления группы с собственной личностью члена группы, то, соответственно, и защитные механизмы у индивида и группы функционируют по сходным принципам.
Как показывает практика, даже в обществе людей просвещённых, миролюбивых, и вообще толерантных во всех отношениях могут возникнуть националистические настроения. Как только происходящее начинает как-то задевать национально-патриотические чувства людей, они склонны проявлять эти настроения. Таким образом они стараются защитить достоинство своей нации (либо нации, к которой они очень хорошо относятся), а значит, и своё собственное тоже. По крайней мере, этим людям зачастую кажется, что это достоинство было ущемлено, и они непременно должны эту несправедливость исправить.
И тут, как раз таки, и срабатывает этот принцип принижения другой этнической общности с целью возвысить свою собственную (либо, опять же, другую нацию, к которой они очень хорошо относятся). Высвобождение негативным переживаниям даёт агрессия, направленная на «чужих». Исходя из этого, также можно предположить, что феномен национальной нетерпимости имеет весьма древнее происхождение.
Кроме того, существуют все основания полагать, что наиболее устойчивые и радикальные проявления национальной нетерпимости базируются на наличии комплекса неполноценности, который в свою очередь может накладываться на другие слабые стороны личности человека. В то время, как случайно возникшие нецеленаправленные проявления национальной нетерпимости, не имеющие серьёзных последствий для общества, чаще всего возникают вследствие совершенно различных причин. В таких случаях противоречия между людьми возникают чисто случайно и не имеют риска повториться и нанести какой-либо вред обществу.
Но в случае с людьми, имеющими стабильные националистические взгляды, наблюдается несколько иная картина. Эти группы людей обычно демонстрируют модели поведения, свидетельствующие о наличии у них комплекса неполноценности. Эти люди действительно склонны к формированию в своей среде группировок на основе каких-либо националистических идей, как радикальных, так и более-менее отвечающим требованиям общества. Хотя, требования общества, как мы уже отмечали, могут иногда вполне укладываться в наиболее радикальные формы проявления нетерпимости, таких, как шовинизм, этнократия и нациократия.[/COLOR]